Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 
ГРОЗНО И ЗАБАВНО

(Рецензия ни спектакли театра «Свободное пространство» «Бойня» и «Доктор Чехов»).

Два диаметрально разных спектакля показал в Варшаве театр «Свободное пространство» из Орла в России. Он привёз «Бойню» Мрожека и три одноактных пьесы Чехова, собранные в один спектакль «Доктор Чехов». Выступления в Театре Студио прошли в рамках Сезона Российской культуры к Польше, а координатором показа был институт Адама Мицкевича. Зарубежные режиссёры также осуществляют здесь свои постановки.
С 2005 года театр «Свободное пространство» реализует проект «Европейский сезон в Орле», в рамках которого в очередных театральных сезонах будут поставлены пьесы европейских стран. Уже прошли два таких сезона: итальянский и французский, а следующий будет посвящён польской драматургии. В связи с этим запланированы постановки произведений Юлиуша Словацкого, Анджея Малешки, а показанная в Варшаве «Бойня» Мрожека, из того же проекта.
Написанная 34 года тому назад, «Бойня» вписывалась в то время, в ту эпоху как с точки зрения общественно-политических контекстов, так и театральной стилистики. Сегодня мы живём в совершенно другой Польше, изменились, следовательно, контексты, влияющие на звучание произведения, изменился также, к сожалению, к худшему и язык театра, и театральная материя. Однако представление «Бойни» в российском варианте, в постановке поляка Гжегожа Мрувчинского, звучит необычно актуально.
Постановка Мрувчинского показывает, что многоакцентность мотивов пьесы Мрожека дает режиссерам возможность индивидуального прочтения метафор, заложенных в текстах, а также их индивидуального прочтения через зрительный зал. Если присмотреться к фигуре главного героя пьесы. Скрипача (в этой роли Дмитрий Зайцев), который сменяет скрипку издающую самые красивые и нежнейшие звуки на другой «инструмент», которым является нож мясника, чтобы «извлекать» им совершено иные звуки, или рычание забиваемых животных, то мы увидим, как сегодня этот жестокий, злой мир бойни распространяется глобально. Мы увидим, как всё уже выставляется на продажу, даже забой скота на бойне может быть спектаклем, на который придут зрители - это своего рода современное реалити-шоу. Смерть также не имеет уже права на интимность. Потому, что она продается, что не удивляет уже никого в потребительском обществе в пору неолиберализма. Умерщвление индивидуальности и наполнение этого опустевшего места унификацией жизни через навязывание «образцов» поведения, вкусов, пристрастий, одинаковых для всех. Тогда каждый может быть артистом.
В финале спектакля Скрипач совершает самоубийство, потому что, заменяя скрипку на нож, а филармонию (высокое утонченное искусств) на бойню (искусство грязное и жестокое), в котором он стал мясником, он не смог найти себя в этом варварском мире чуждом его ментальности. Следовательно, высокая культура утонченности цивилизации проигрывает, а выигрывает варварство. Эго также метафора современного образа театра, разрушающих его «модных» течений, то ли реализующих политику политической правильности, то ли внедряющих в театр варварство в образе насилия, отклонения, фекалийных (грязных, дерьмовых) сцен, и т.п. самая лучшая роль в этом спектакле принадлежит Ноне Исаевой, играющей мать Скрипача. Она убедительна от первой до последней сцены. Актриса сумела замечательно передать игру эмоций, которые возникают в её героине. И хотя некоторые сцены строятся на контрасте, она никогда не переступает границ экспрессии в подаче текста. В то же самое время полностью неудачными являются немилосердно длинные сцены речи директора филармонии (Валерий Лагоша). Так же, как неудачна и та, слишком экспрессивная мимика и жесты в образе флейтистки (Мария Демина). Насколько такая сильно акцептированная, широкая игра «от кулисы до кулисы» в некоторых сценах «Бойни» режет глаз, настолько может оно быть оправдано и другом спектакле «Доктор Чехов».
В режиссуру Александра Михайлова положены три сценические шутки - как обозначает их сам Чехов – «Медведь», «Предложение» и «Юбилей». Соединительным элементом всех трех одноактных пьес является фигура доктора (шуточное Porte parole самого автора), а также место действия – клиника для психически больных. Входящие в кабинет доктора Чехова пациенты, это персонажи изменённых пьес. Спектакль грамотно инсценирован и хорошо сыгран, при условии, что мы согласны с тем, чтобы Чехова играть методом комедии дель-арте. Актёры очень хорошо чувствуют себя в такой форме выражения, смешат публику, но и сами замечательно забавляются текстом Чехова.
У каждого из персонажей есть своя индивидуальная черта характера. А они – особы скандальные и неуступчивые, что вызывает аж искры от динамики поведения, когда случаются конфликтные сцепы. Перенос действия в специфическое место даёт режиссеру возможность высказывания между строк, например, на актуальные темы. Потому что, в психбольнице собственно все приемы дозволены. Можно даже критиковать руководство, например банка, как в «Юбилее». Спектакль хорошо сыгран и, актёрски, по-настоящем выглажен, но особенно надо подчеркнуть по крайней мере две роли: Елена Крайняя в роли няни и настырной психопатки Старухи и Валерии Лагоша в роли помещика Ломова, просящего руки дочери соседа.

Темида Станкевич-Подгорецка «Nasz dziennik» 23 мая № 119

Перевод с польского Виктора Садовского

архив новостей за 2006 г. можно найти здесь