Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 

Интервью с режиссёром-постановщиком
комедии "Феодал" А.И. Каневским

Александр Исаакович, как Вам кажется, актуален ли Гольдони сегодня? Ведь его пьесы во многом продолжают традицию комедии дель арте. Будет ли она интересна современному зрителю?

Я считаю, что мастер такого таланта, как Гольдони, в большей степени революционер, пытавшийся изменить итальянский театр, нежели продолжить традиции комедии дель арте. Проблема состоит в том, что спустя триста лет, нам трудно оценить всю масштабность проделанной им работы. И если спустя три столетия пьесы драматурга играют в театре, значит, есть в них что-то, что привлекает режиссеров и актеров.

Но насколько активным будет игровое, буффонное начало в Вашей постановке?

Мне понравилась эта пьеса прежде всего тем, что в ней есть тема, которая близка нашему времени: молодые люди получают в наследство страну, поместье, завод, неважно, главное, что они оказываются к этому не готовы. Человек получает что-то, и он должен как-то по-новому взглянуть на себя, измениться. Кто-то понимает это через воздействие прямое, как у Гольдони, его колотят палкой, и наступает просветление, кто-то понимает иначе. То есть путь саморазвития, осознания себя в этом мире у каждого свой. Что же касается игрового начала, каких-то элементов гротеска и буффонады, то это – составляющие элементы пьесы, как, впрочем, и музыкальное оформление, поэтому, конечно, ими не надо пренебрегать, но это в большей степени строительный материал постановки.

В «Феодале» характеры героев несколько упрощены, как впрочем, и должно быть в пьесе того времени. Но, глядя с позиций современного театра, возможно ли будет дать актеру более широкое поле во внутренней работе над образами этой пьесы?

Вы правы, «Феодал» не самая сильная пьеса Гольдони, есть вещи лучше, но театр это – прежде всего писк, а не результат. В этой пьесе есть свежие и новые элементы, которые через ту же импровизацию можно усилить и заставить заиграть по-новому. Соответственно и сами характеры можно несколько усилить, и актеры «Свободного пространства» способны на это. Кроме того, в этой пьесе, если обращаться к каноническому построению пьес комедии дель арте, должна быть любовная линия. Ведь Гольдони дает герою и героине традиционные для любовников имена: Флориндо и Розаура, но у него они не любовники. Это люди, заключившие сделку. Но люди, заключившие брак без взаимной симпатии и доверия на основе лишь одного голого расчета, что, кстати, очень напоминает о дне сегодняшнем, не могут быть счастливы, и в общем-то ничем хорошим это не кончается. Но все-таки в первую очередь пьеса, конечно же, не об этом. У Гольдони есть социальные мотивы, как, впрочем, и у Пиранделло и Гоцци, но не нужно искусственно акцентировать на этом внимания. Для меня гораздо интереснее сами характеры героев и их сценическое воплощение. Поэтому наша постановка прежде всего о людях.


Беседовал Д. Проц