|
ЗАКУЛИСЬЕ
В театре «Свободное пространство» стартовал первый международный фестиваль камерных и моноспектаклей «LUDI». Пока члены жюри вовсю знакомятся с Орлом, самое время познакомиться с ними. Конкурсный показ еще не начался, но и без этого нашлось, о чем пообщаться со знатоками театрального искусства.
Так, гражданке Германии и Украины, вице-президенту Международного Форума Театра одного актера Международного Института Театра ЮНЕСКО Нине Мазур грех не задать вопрос о различии театров Западной и Восточной Европы.
- Огромная разница между ними. Западный театр уходит в сферу поисков формы в ущерб содержанию. То, что мы называем театром, и они, – совершенно разные вещи. Лишь в вещах инстинктивных мы одинаковы, а надстройки очень разнятся.
Нельзя сказать, что развитие западного театра – это тупик. Это тоже путь, но малопонятный нам. Ведь мы развиваемся вглубь, чего на Западе не понимают. Так, например, западный зритель считает скучным, когда актеры подолгу беседуют на сцене. А «система Станиславского» у западных критиков используется в качестве бранного слова. Все спектакли-участники нашего фестиваля анализируют человеческую душу, а не ставят задач развлечь зрителя или отвлечь. В нашем случае театр берет зрителя из сумерек и ставит в свет.
Становится понятно, почему участие в фестивале ограничили театрами Восточной Европы. К тому же концепция фестиваля – это спектакли на русском языке. А в Западной Европе профессиональных театров с такой спецификой нет.
Зато на постсоветском пространстве их предостаточно. К сожалению, не смог принять участие в фестивале театр-студия «С улицы Роз» из Кишинева. Тем не менее, о положении русскоязычных театров в Молдове нам рассказала Анжелина Рошка, заведующая кафедрой «Театроведения и сценографии» в Академии музыки, театра и изобразительных искусств в Кишиневе:
- В Кишиневе два русскоязычных театра: русский драматический театр имени Чехова и театр-студия «С улицы Роз». В прошлом году в стенах «С улицы Роз» состоялся большой, первый Международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «Молдфест.рампа.ру». Хотя в Молдове уже не так активно люди интересуются театром, его им заменили всевозможные шоу и телевизор. На спектакли ходит разве что интеллигенция.
В театрах работают выпускники московских и питерских вузов. Особенно много из «щукинского» училища. В нашей академии даже учат по «щукинской» системе.
Нина Мазур часто судит спектакли на всевозможных фестивалях. Наверняка она видела и постановки-участники фестиваля «LUDI». Что можно посоветовать орловскому зрителю?
- «М+П» театра одновременной игры «ZOOпарк» из Нижнего Новгорода (по поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки») - очень авангардистский, но по-российски авангардистский спектакль. Очень яркий и дерзкий. «Кыся» «Своего театра» из Вологды по одноименному роману Владимира Кунина абсолютна для всех – его смотрят от высоколобых интеллектуалов до дворников. При этом я ни разу не сомневаюсь в качестве работы театра «Свободное пространство». Каждый раз, когда я принимаю участие в работе жюри какого-нибудь театрального фестиваля, где участвует постановка этого театра, она обязательно занимает самые высокие места.
Что ж, предзнаменование хорошее. Но лучше сплюнем и постучим по дереву – совсем скоро станет ясно, как сойдутся звезды на этот раз.
СЕРГЕЙ ШИРОКИН.
|
|