Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


Сайт VOrle.ru, 8 июня 2011 г.


ЯРКИЕ СПЕКТАКЛИ И НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ: ФЕСТИВАЛЬ "LUDI" ПРОДОЛЖАЕТСЯ


    Еще до начала фестиваля многих удивляла его очень интересная афиша. Много спектаклей, хороших и разных, много замечательных актеров и великолепных режиссерских работ, каждая их которых стоит того, чтобы остановиться на ней отдельно.
    Одна из них - моноспектакль "Гипель-дурак" по рассказу лауреата Нобелевской премии Исаака Зингера была показана израильским театром "Nephesh" на малой сцене "Свободного пространства". А играл Гимпеля Гоуард Рипп — режиссер, который решил ввернутся на сцену в роли актера. Он рассказал историю странного человека, которого можно считать дураком или чудаком, а можно назвать святым. Его проблема и его трагедия в том, что он верил окружающим и был обманут миллионы раз. Он пытался сам покончить с этим, ему надоедало вранье, насмешки и издевки, но раввин, к которому он пришел за советом, сказал: "Лучше всю жизнь быть дураком, чем один час злодеем". А зла, и правда, никакого в Гимпеле не было, даже капельки зла, несмотря на то, что он мог бы просто возненавидеть всех людей за их отношение к нему. И они, и сама жизнь сыграла с Гимпелем злую шутку: он женился на местной проститутке, будучи убежденным в том, что она девственница. Он верит, что дети, рожденные ей — его дети, хотя не раз видел других мужчин в постели жены. Вся община смеялась над ним, а он продолжал верить... в Бога, в людей, в справедливость и добро.
    Что это? Сумасшествие? Болезнь? Святость? Над этим и заставляет нас размышлять спектакль. Здесь есть и философия, и жизнь, и грусть, и юмор, и радость, и боль, и надежда. Глядя на то, как этот чудак Гимпель пытается разобраться в своей жизни, зритель не может оставаться равнодушным. Наверное, это, прежде всего, заслуга актера, ведь его игра убеждала, проникала в сердце, затрагивала несмотря на то, что за словами было уследить не так просто (спектакль шел на английском языке с субтитрами на заднем плане). В глазах актера, осознающегоо, что его иностранную речь воспринимать удается не всем, светилась надежда на то, что мы все равно поймем и примем его работу. Так и вышло. А как оценит спектакль жюри, мы уже совсем скоро узнаем.
    Проблема личности, ее отношения к миру и отношения мира к ней была поднята и в моноспектакле под названием "Никто". Это история молодой аккомпаниаторши Сонечки, которая была внебрачным ребенком своей матери - учительницы музыки. Она с детства знала, что такое унижение, стыд, бедность и голод. И вот жизнь дает ей шанс все это изменить. Она готова воспользоваться этим шансом, но совсем для другой цели — отомстить тем, кого жизнь любила и баловала, кто не знал ни голода, ни страданий, ни стыда. Сонечка знакомится с певицей Марией Николаевной Травиной и ее мужем, работает с ней, живет в их доме и все время вынашивает план предательства. И даже есть повод — любовник Травиной. Да, она решила предать ее, рассказать мужу о ее измене, чтобы увидеть слезы той, кто любим жизнью и людьми, кто живет красиво и праздно, кто просто счастлив. Но это одна сторона медали. Другая - это нежелание быть в тени известной личности. Именно поэтому "Никто". Сонечка чувствует себя никем рядом с Марией Николаевной, ведь она знает, что вся слава, все цветы, похвала и аплодисменты принадлежат именно ей, а аккомпаниаторшу никто и не замечает.
    И вот, когда предоставляется шанс отмстить, придать, уничтожить, растоптать, жизнь расставляет все по своим местам сама, вмешательства Сонечки не понадобилось. Наступил крах надежд, ужас, страх. Ведь она хотела войти этим поступком в историю, запомниться. Как же могло так произойти, что Сонечкины планы рухнули в одночасье, ведь она только ради этого и жила, а теперь ей уже ничего не интересно и не нужно. И этот ужас, который царит на сцене, не обходит стороной и зрителей, проникает в их души, и им тоже становится страшно за себя и за таких людей, которых не так мало среди нас, которые, вроде бы, находятся в тени, но из-за своей обиды на жизнь могут уничтожить весь мир. Актриса Ирина Евдокимова, которая играла этот спектакль, надолго запомнится орловским зрителям. Эта многогранность таланта, умение перевоплощаться, передавать столько эмоций и чувств заслуживают наивысших оценок. Ее голос, владение инструментом и настоящее безграничное актерское мастерство поражают и оставляют очень сильные впечатления.
    Говоря о таланте актеров, сразу хочется перейти к спектаклю орловского театра "Свободное пространство" "Маленькие трагедии". Он не меньше поразил зрителей, и, наверное, не оставил равнодушным и жюри. Это работа известного режиссера Геннадия Тростянецкого, с которой орловцы имели возможность познакомиться еще до фестиваля. Он нашел свой ключ к Пушкинским шедеврам и создал на орловской сцене свой шедевр. "Маленькие трагедии" в постановке Тростянецкого — это, действительно, незабываемо и неповторимо. Это результат труда очень талантливых режиссера, художника и, конечно же, актеров. Многие зрители восхищались неподражаемой игрой Маргариты Рыжиковой и Сергея Козлова, которую трудно описать словами, и смею, предположить, что и жюри отметит их таланты и старания.

ЛИЛИЯ ЛУЩЕНКО