|
ВСЕ МЫ НЕМНОГО КУКЛЫ. И НАОБОРОТ.
В День защиты детей, 1 июня, театр «Свободное пространство» показал премьерный спектакль для ребят «Дорога в Небыван» по пьесе Ли Сонечки. Режиссёр Сергей Пузырёв не только с артистами работал, но и сам придумал великолепные костюмы и сценографию, между прочим, трудился в мастерской с утра до позднего вечера. Наряду с художниками-бутафорами. Кроме того, самостоятельно выстроил и музыкальную драматургию из сочинений Антонио Вивальди. Серёжа уникальный человек. Талантливый. Добрый и отзывчивый. Ответственный. И выбор пьесы для постановки не случаен. Здесь разговор идёт о доброте и одиночестве, брошенности в огромном мире, любви, жертвенности и заботе об окружающих. Причём, на сцену выведены не люди, а... куклы. Старшая, синеволосая Маша (заслуженная артистка России Нонна Исаева) заботливая как мама. Рядом - томная и душевно тонкая красавица Ляля в белом, как у невесты, платье (с особым настроением, неповторимо трогательным выражением кукольного личика с огромными ресницами, ведёт свою роль Лидия Пономарёва). Влюблённый в неё бравый, обаятельный, готовый на любой военный подвиг, лейтенант в старинной форме (Дмитрий Литвинцев нашёл для Лейтенанта и душевные интонации, и пластический рисунок, точные по форме, соответствующие содержанию роли). Симпатичный друг кукол горбатенький и пузатенький шестилапый паук (этот костюм Сергей творил своими руками и одеяние паука сидело, как влитое на фигуре артиста Сергея Козлова, у которого и голос какой-то особый, «паучий» и движения, как у существа, которое ловко лазает по стенам). Это - главные герои. Их бросили в пустынном здании уехавшие дети. Куклы грустят и даже страдают от своей заброшенности на фоне огромного стула и высокого книжного шкафа, на котором стоят гигантские тома книг Пушкина, Тургенева и Достоевского. Забытое праздничное платье небрежно кинуто на стул. Оно «уедет» наверх, к колосникам, – тоже кинутый хозяевами «персонаж».
В пьесе есть особо ностальгическая интонация. Её удалось также передать постановщику и исполнителям в диалогах и старинных танцах под вивальдиевскую музыку, в отдельных пластико-танцевальных дивертисментах про Лето, Осень и Зиму. И тут наверняка заслуга не только артистов Оксаны Петруниной и Анастасии Беккер, но и балетмейстера Светланы Щекотихиной. Очень выразительны танцевальная пластика и темперамент актёров, занятых в этих сценах. Забытые куклы развлекают себя, как могут. Пьют чай. Устраивают бал с такими же забытыми куклами-кавалерами (на площадке будто бы оживает старинная гравюра с танцующими дамами в длинных бальных платье и их визави в мундирах). Пластмассовые человечки ходят друг к другу в гости, поддерживают друг друга, делают всё, как настоящие люди. Очень хорошо, что «кукольность» персонажей не педалируется, как это бывает в подобных спектаклях, резкими, отрывистыми движениями рук и ног, «механической» ходьбой и т.д. Они - люди. И потому смотришь на них с огромным сочувствием. Вникаешь в желание Маши, Ляли и Лейтенанта уйти в некую страну Небыван, где всегда тепло, светло, радостно и думаешь о том, что все мы, наверное, тоже немного куклы. Нами и нашими судьбами порою играют. Нас время ото времени обманывают, забывают и бросают те, к кому мы привязываемся. Нам с вами тоже хочется к свету из томной тьмы бытия. Хочется найти свою дорогу в собственный Небыван. И нас, порою, (в фантазиях и даже реальности) осаждают... крысы. Шестеро огромных тварей, страшные, с красными лампочками на торчащих хвостах, гуляют по сцене, как символы страха, который надо Маше, Ляле и Лейтенанту преодолеть, чтобы попасть в обетованную страну Небыван. Преддверие этой страны, кстати, – в пустом зрительном зале. Режиссёр умело использовал пространство зала, чтобы поэтически воплотить огромную и пугающую маленьких куколок ширь и момент преодоления ими страха. Именно туда, в зал, со сцены, отправляются небыванские путешественники за счастьем - Маша, Ляля и Лейтенант.
Зрители же сидят на сцене на ста стульях, рядом с персонажами, и поэтому особенно чутко и доверительно, лицо в лицо, душа в душу к действующим лицам сопереживают происходящее.
Больше не буду рассказывать перипетии сюжета и происходящее на сцене. Отмечу только, что мудрая и добрая сказка Ли Сонечки о душевных переживаниях кукол, в режиссёрской интерпретации Сергея Пузырёва рассчитана не только на детей, но и на взрослых. Дети будут следить за тем, что происходит, и, конечно же, наравне со взрослыми, эмоционально откликнутся на внутренне чистые, искренние и вдохновенные нотки, которыми наполнен каждый артист, занятый в этом спектакле, как в главных ролях, так и в групповых эпизодах. Уверен, что ребятишки наши своими незамутнёнными сердечками почувствуют идею, проникнутся эстетикой этого замечательного представления. И спектакль чему-то научит всех нас, больших и маленьких, в ком не угасло детство и не умерли добрые чувства.
ВИКТОР ЕВГРАФОВ,
Заслуженный работник культуры России.
|
|