|
УЧЕНИЯ НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Премьера спектакля «У ковчега в восемь» по пьесе Ульриха Хуба в театре «Свободное пространство» порадовала и детей, и взрослых зрителей. Режиссер постановки Сергей Пузырев взял за основу произведение современного драматурга, которое уже успело получить широкую известность и было поставлено в театрах всего мира. Сюжет пьесы апокрифичен; при ее написании автор обратился к библейской истории о всемирном потопе. Трое антарктических пингвинов попадают в необычную ситуацию: всю жизнь они ссорились между собой, подолгу спорили, но однажды к ним прилетела белая голубка (в спектакле «Свободного пространства» она заменена голубем) и сообщила, что чаша терпения Господа переполнена, и мир ожидает всемирный потоп. Однако у двоих из них есть шанс спастись: Ной построил огромный ковчег, на который взойдут по два представителя от каждого вида. И вот прежние ссоры забыты, а пингвины должны решить самый важный для себя вопрос: как попасть на ковчег втроем.
В начале спектакля перед зрителями предстает холодная Антарктика. Трое пингвинов прохаживаются по снегу и вспоминают о том, как все начиналось. Каждому, таким образом, изначально ясно, что все закончится хорошо. При этом зритель ни на мгновение не отвлекается от того, что видит перед собой, и сопереживает героям.
Начало спектакля напоминает зрителям любительскую репетицию. Пингвины (Елена Шигапова, Маргарита Рыжикова и Елена Симонова) пытаются решить, как будет построен их рассказ и в какой последовательности они будут говорить. Когда это выясняется, на сцене появляется Белый Голубь (Дмитрий Литвинцев), которого интересует вопрос, когда же выходить ему. Эти моменты оказались очень близки маленьким зрителям спектакля. Все они от души посмеялись, наблюдая этот эпизод.
Однако не все так просто, как кажется. С самого начала режиссер задает два пласта своего спектакля: сказочный, направленный на детскую аудиторию, и притчевый. Первая же сцена задает мысль, которая будет развиваться на протяжении всего действия. Это мотив совершенствования. Оно доступно любому, и уже здесь начинает проявляться аллегория, заложенная автором пьесы и точно отраженная режиссером в постановке. Песня, исполняемая пингвинами, как и все остальные песни в спектакле, написана самим Сергеем Пузыревым. В ней в юмористическом духе и на мотив футбольной кричалки пингвины объясняют, какими плохими они были прежде. Теперь зрителю предстоит узнать, что заставило их измениться и как.
Скупые декорации, выдержанные в белой гамме, контрастируют с важностью поднимаемых проблем. Вместе с тем они выполняют психологическую функцию – помогают понять, как чувствуют себя пингвины. Здесь, в царстве снега, где единственной яркой деталью оказывается полосатый чемодан, героям скучно. Из этого, а вовсе не из их дурных характеров, рождаются все конфликты. Зрителям представлен только один эпизод из жизни в Антарктике: пингвины поссорились и подрались. Ссора показана в комедийном ключе, однако с помощью игры освещения режиссер показывает всю трагичность происходящего. Пингвины ведет себя, как дети; именно поэтому им так трудно разрешить вопрос, который постоянно волнует их: «Почему мы все время ссоримся?» Когда драка окончена, на сцене появляется еще один герой. Это… желтая бабочка. Поскольку первый план спектакля – детский, сказочный, для изображения ее не использовалось никаких особых эффектов. Спектакль вообще отличает простое решение сложных задач. Он привлекателен в том числе и этим. Так, бабочка закреплена на небольшой палочке, и пингвины передают ее друг другу. Именно в этой сцене в полной мере проявляются характеры главных героев. Оказывается, перед нами два хороших пингвина и один плохой, который хочет убить первую бабочку в Антарктике. Хорошие говорят ему о том, что убивать нельзя. Решающим аргументом в споре становится Бог, который обязательно накажет за плохой поступок. Несмотря на это, трагедия все-таки происходит: плохой пингвин садится на бабочку. Она погибает, и ее прячут в чемодан. Сцена эта наполнена трагизмом. Исчезло существо, которое могло бы изменить жизнь героям, научить их любить и ценить красоту.
Плохой пингвин уходит, оставив своих друзей вдвоем. Следующая сцена очень важна для спектакля в целом, потому что оставшиеся пингвины вступают в спор, но это не такой спор, какие бывали прежде. Герои решают важнейшую проблему – проблему Бога. Перед нами – не только и не столько диалог пингвинов. Они пытаются ответить на вопрос, которым хоть раз в жизни задавался каждый из нас: почему Бог так редко проявляет себя? И проявление Бога не заставляет долго ждать: в ответ на крик души Второго Пингвина (Елена Шигапова) раздаются несколько ударов грома, и на сцене появляется Белый Голубь с известием о всемирном потопе. Он вручает двум пингвинам билеты на ковчег и удаляется, предупредив, что будет ждать их «у ковчега в восемь». Герои бросаются собирать рыбу в тот же самый полосатый чемодан, и, когда они уже готовы уйти на ковчег, возвращается плохой пингвин и приглашает их под свой зонтик, потому что дождь уже начался. На то, чтобы забыть все ссоры, уходит один только миг, и двое пингвинов прячут друга в чемодан вместо рыбы, а затем, рискуя быть выгнанными с ковчега, проносят его в трюм. Происходящее во время потопа – по своей сути комедия положений. Пингвинам нужно постоянно прятать друга от Белого Голубя, изворачиваться, чтобы спастись от подозрений, пытаться прокормиться втроем печеньем, которое выделено только на двоих… Одна из ситуаций поражает до глубины души. Когда Голубь слышит подозрительные звуки из чемодана и требует открыть его, находящийся там пингвин «притворяется» Богом, благодарит Голубя за все то, что он сделал во время потопа и даже признает, что способен на ошибку. «Бог везде; почему он не может находиться в чемодане?» - спрашивают у Голубя, и этот вопрос еще раз подтверждает двуплановость спектакля.
Окончание потопа обозначается очередным появлением Голубя с масличной ветвью. В это время пингвины ждут наказания за то, что обманом пронесли на борт лишнего пассажира, убеждаясь в том, что самое страшное – это ожидание наказания. Но теперь, когда потоп завершился, Голубь уже не думает о каре. Появляется другая проблема: животные должны сойти с ковчега парами, а пингвинов трое. Мало того, выясняется, что, собрав всех, Голубь забыл о паре для себя самого. В этот момент особенный смысл приобретает постоянно повторяющийся эпизод, в котором Голубь говорит о том, что забыл о какой-то вещи, но откладывает воспоминание на потом. Пингвины придумывают решение: один из них должен притвориться белой голубкой. И тут снова на сцену «выходит» полосатый чемодан. Он поднимается над сценой и… начинает разговаривать. Оказывается, там действительно находится Бог. Поскольку перед нами – воспоминание пингвинов, то от лица Бога говорят герои по очереди. Выясняется, что настоящего потопа не было, а были только учения на случай потопа. На самом деле Бог вовсе не хочет уничтожать мир, который создал, просто люди и животные делают столько плохого планете, что рано или поздно потоп может начаться сам по себе. К этому нужно быть готовым. Когда же не выдержавший пингвин по любопытству открывает чемодан, из него вылетает желтая бабочка. Так снова прозвучала тема того, что Бог находится везде, во всем, в том числе и в ожившей бабочке. Кроме того, появление живой бабочки символизирует прощение плохого пингвина, который раскаялся в своем дурном поступке.
Окончание спектакля особенно актуально в наши дни, когда мир погружен в волнение по случаю очередного надвигающегося конца света. Пингвины поняли главную истину, и теперь они пытаются донести ее до каждого: для того, чтобы не случилось потопа, нужно быть добрым, любить окружающих. Этот мотив звучит в последней песне, исполняемой героями.
Звуковое сопровождение играет в спектакле одну из главных ролей. Это не только гром, символизирующий гнев Бога и предстоящие события, не только грохот и голоса животных в ковчеге. Музыкальный рисунок постепенно усложняется. Если первая песня пингвинов, как уже было сказано, напоминает по мотиву кричалку футбольных болельщиков, вторая – упражнение на мнемоническую память («Я плохой пингвин, ты плохой пингвин, он плохой пингвин»), то последняя – это полновесное, законченное музыкальное произведение. В этом тоже проявляется основной мотив – совершенствование. Здесь же – и ответ на вопрос плохого пингвина: что ему делать, если таким его создал Бог.
Несмотря на множественные комедийные сцены спектакля, в основе своей он философский. Потому и предназначен для зрителей совершенно любого возраста: дети в интересной, игровой форме получают вопросы, над которыми задумывались люди вот уже множество столетий. Для взрослых существует не только игровая форма, но и подтекст, вложенный режиссером в спектакль. Это и игра света и тени, звука, цвета. А еще – цитаты, которые нужно услышать и разгадать («Ну что, трудно быть Богом?», «А где меня сегодня нет? В Антарктике любимой» и т.д.) В целом можно сказать, что режиссер и актеры тоже провели со зрителями своего рода учения – учения на человечность, на доброту, на способность к сопереживанию. Игра? Да, игра. Та, в результате которой выигрывают все, кто хоть как-то прикоснулся к ней. Таково и есть искусство.
ЗОЯ ДЯКИНА
|
|