|
ТЫСЯЧИ МЕЛОЧЕЙ
Моноспектакль «Житейские мелочи», созданный по рассказам Чехова, поражает своей жизненностью и естественностью. Актриса Наталья Бобылева предстает перед нами во множестве образов: «серьезного человека», женщины, вспоминающей свою молодость… Спектакль проникнут человечностью, легкой грустью, сочувствием к каждому из нас. Слова, кажется, обращены ко всем сидящим в зале, и это ощущение появляется уже в самом начале, когда актриса говорит, что, прежде чем начать спектакль, она хотела бы сделать небольшое вступление. Вступление это, как выясняется, - обязательная часть постановки, в нем тоже звучат меткие чеховские слова о том, что нужно серьезно относиться к мелочам и радоваться жизни, несмотря ни на что. Нужно искать во всех явлениях положительные стороны, иначе жизнь может показаться бессмысленной. Но каждый ли способен на такое? Конечно, нет. Как бы в противовес начальной посылке Наталья Бобылева рассказывает две истории, одна из которых повествует о мужчине, который по ошибке выпил керосин вместо водки. Это породило тревоги, волнения, конфликт с домработницей, а в итоге утром герой начинает поучать Дашеньку. Рассказывая ей о пользе «трезвой и регулярной жизни». Очень ярко, красочно, естественно актриса отыгрывает бунт домработницы. Диалоги героя с ней сквозят теплым, добрым юмором, который заражает зрителей стремлением начать жить по-другому, не так, как прежде.
Вторая часть спектакля посвящена истории женщины. Ее воспоминания начинаются с юношеской прогулки в грозу вместе с влюбленным в нее молодым человеком. Сцена признания в любви подана романтично, с живыми, неподдельными эмоциями юной девушки. Постепенно, по мере того, как продолжается рассказ, героиня меняется. Она становится старше, ее мучает одиночество. Отец ее умер, она осталась одна, а влюбленный все реже признается ей в любви, не осмеливается даже попытаться что-то сделать для их общего счастья. Его, а не героиню пугает неравный брак между богатой женщиной и бедным молодым человеком, даже не дворянином. Одиночество непреодолимо. Показательно, что роль молодого человека в последних сценах исполняет шляпа, которую актриса вносит в зал, укладывает на стул, с негодованием поднимает, чтобы бросить. Именно в этих жестах наиболее четко видно, как хотелось бы ей стать счастливой, несмотря ни на что. Но счастье невозможно.
Обе части спектакля объединены одним мотивом: способностью человека разрушить собственное счастье из-за пустяка. Другим словом из-за мелочи. Жизненные мелочи бывают разные, - утверждают авторы спектакля, и главное для человека: уметь радоваться одним и жить, не обращая внимания на другие.
ЗОЯ ДЯКИНА.
|
|