Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


«Орловский вестник», 6 октября 2011 г.
ТЕАТР ИЗ СИНЕГОРЬЯ


    В рамках федеральной целевой программы «Культура России» (2006 – 2011 гг.), при поддержке Министерства Культуры РФ, с 24 сентября по 1 октября на сцене театра «Свободное пространство» показывал свои спектакли коллектив из Северной Осетии – Республиканский академический русский театр имени Е.Б.Вахтангова.

    Бурная реакция

     Зрители, переполненные эмоциями, вели себя почти как болельщики на футбольном матче после удачно забитого года. Кричали, хлопали в ладоши, даже свистели от радости. Люди из «страны синих гор», как называют Осетию, покорили всех своей искренностью. талантом, высоким художественным качеством спектаклей.

    Праздник на сцене

     Именно здесь, во Владикавказском театре, молодые Евгений Вахтангов и Михаил Булгаков много лет назад пережили перемены в своих личных судьбах, «причастились» к искусству Мельпомены. Дух Вахтангова и его школы не увядает. Играть по вахтанговски – это значит, нести в зал живые чувства. И в драме, и в комедии, и в трагедии актёры обязаны всё делать с ощущением праздника и радости. А режиссёры – создавать такую атмосферу, чтобы сценические праздник и радость перекинулись в зал и завоевали сердца зрителей. Вот на сцене «Сирано де Бержерак» по классической пьесе Эдмона Ростана в постановке главного режиссёра театра, заслуженного артиста республики Валерия Попова. По эскизам сценографа Светланы Володиной выстроено сооружение с лестницами и кругом наверху. Это и старинный французский театр, и кабачок, и «поле сражений» с испанскими войсками под «солнечным» светом прожекторов. Звучит проникновенная музыка. Здесь и переживает свою беззаветную любовь к Роксане поэт, воин, дуэлянт, духовно богатый бессеребреник Сирано де Бержерак. Первое впечатление почти шоковое. У Сирано (Антон Морозов) наклеен длинный нос. Под гримом на лице прячутся толщинки. На голове парик. Старинные костюмы со шляпами, густые гримы… отвык я от подобного давно. Но с каждой новой минутой действия спектакль захватывал всё больше и больше. Исполнитель главной роли А.Морозов был переполнен наполняющими душу его героя чувствами, проникновенно произносил стихотворный текст. Экспрессивная пластика артиста, его глубокое погружение в образ поэта вызывали единственное желание: сопереживать судьбе Сирано, а не созерцать приклеенный длинный нос. Каждым жестом и интонацией актёр убеждал нас в чистоте души, благородстве и глубоко переживаемой личной драме солдата и стихотворца. Все исполнители в этом театре владеют техникой речи, голосом, умением чётко доносить до зрителей стихотворный текст. Это профессионалы высокого класса. Режиссер В. Попов выстроил две трети спектакля в темпоритме карнавальной стихии. Радость и праздник, царившие на сцене, стали эмоциональным контрапунктом предфинальной, а затем и заключительной части, где мы были свидетелями драматически насыщенного предсмертного диалога Сирано с Роксаной (народная артистка Северной Осетии Анжела Тер-Давидянц) и смерти поэта. В последней трагической сцене приёмы театра представления и театра переживания слились воедино. И в этом слиянии «купались», как в свободной воде, не только Антон Морозов, но и его замечательные партнёры по спектаклю: Сармат Токазов (неугомонный весельчак и преданный друг поэта кабатчик Рагно), Анжела Тер-Давидянц (нежная, мудрая и решительная красавица Роксана), молодая артистка Елена Бондаренко (Лиза, супруга Рагно) и другие. Градус исповедальной искренности был очень высоким. Зал чутко внимал актёрам.

    Его Величество Артист

    Владикавказский театр имени Е.Б. Вахтангова – актёрский. Иначе его нельзя было бы назвать продолжателем традиций школы Евгения Багратионовича. Главная ставка в режиссуре – артист. О нём в первую очередь заботится здесь вся театральная режиссура. Например. народный артист Северной Осетии Модест Абрамов, вызвавший к жизни булгаковского «Полоумного Журдена», «убил» главного героя. Режиссёр решился на такую неординарную трактовку, чтобы, во первых, углубить образ Журдена, во вторых, дать исполнителю шанс создать более многомерный характер. И Журден у артиста Антона Морозова получился не шаржированным мольеровским дураком, а именно булгаковским простодушным чудаком, который живёт в плену собственных иллюзий. В ярко-комедийном таланте актёра Морозова появляются драматические интонации. На лице морозовского Журдена – боль и недоумение. Душевное напряжение героя растёт от сцены к сцене и оправдывает финал, где обессиленный борьбой с собственными иллюзиями Журден бездыханным падает на руки своих близких. Актёры в этом театре работают на сцене с полной самоотдачей. Потому и становятся любимцами публики. Играть с «холодным носом» владикавказцы не умеют. Талант актрисы трагедийного амплуа (редкого нынешнего театра), полноценно раскрылся у заслуженной артистки РФ Натальи Серёгиной в роли Ироидиады (спектакль «Танец семи покрывал» современного драматурга Юрия Ломовцева, режиссёр Валерий Попов). Здесь же два вечера блистали в характерной роли Метрдотеля ( холуя, философа и прагматика одновременно) харизматичные Сергей Токазов и Валерий Алексеев. Трагическая история жизни людей в древней Иудее перекликается с нашими нынешними нравственно-этическими проблемами. Тем более, что перед одним из героев стоит жертвенная необходимость своей смертью доказать любовь. Качественно выстроенный (без эмоциональных провалов) актёрский ансамбль позволил зрителю глубоко вникнуть и в страшную житейскую ситуацию, раскрытую в спектакле «Одноклассница» (по пьесе Юрия Полякова «Одноклассники», режиссура народного артиста России Вячеслава Вершинина). В этом ансамбле психологически тонко и эмоционально провели свои актёрские партии все исполнители. Наконец, сам главный режиссёр театра Валерий Попов поразил нас уникальным артистическим даром перевоплощаться на сцене то в пьяненького поэта, то в монаха («Сирано де Бержерак»), то в поэтически настроенного бомжа Федю, умницу и оптимиста («Одноклассница»), то в картавого щёголя маркиза Доранта («Полоумный Журден»). Да, артисты в этом театре силой своих талантов умеют зажигать сердца зрителей.

    Театр-семья

     А творить им на Кавказе весьма непросто. Бывало, работали на площадках во время обстрелов. В дни, когда приезжали давать благотворительные концерты и спектакли в зоны боевых действий, некоторым актёрам приходилось даже автоматы в руки брать – звуки выстрелов неоднократно сопровождали выступления. Люди вахтанговского театра живут единой, дружной семьёй. Вместе отмечают в театре дни рождения и праздники. Немедленно оказывают поддержку друг другу в беде. Однажды заболел товарищ по сцене – не только помогли материально, но и пришли большой группой к окнам больницы… помолиться за здравие друга и коллеги.
     В таком коллективе и зрительский успех – общий, для всех радостный. Недаром выдающийся российский театральный критик Виктор Калиш (строгий и принципиальный ценитель) , посмотрев спектакли, сказал: об этом театре можно говорить или хорошо, или никак. Театр уедет, а яркие впечатления о нём не забудутся.

ВИКТОР ЕВГРАФОВ,
Заслуженный работник культуры России.