Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


Газета "Поколение", 13 мая 2003 г.


    ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ
    Режиссер Александр Михайлов, балетмейстер Олег Николаев, художник Владимир Королев попытались в своем новом спектакле театра «Свободное пространство» соединить драму и комедию. С первого же акта создается праздничная атмосфера. От артистов летят к зрителям радость жизни, здоровый юмор. На сцене нет равнодушных. И поэтому в зале их тоже незаметно. В начале первого акта герои даже спускаются в зал, чтобы пригласить на сцену молодых зрительниц поучаствовать в спектакле. Испанские «гранды» танцуют на сцене вместе с юными орловчанками, это вызывает добрый смех и сопричастность публики к сценическому действию.


СТРАДАЕТ ЛЮБЯЩЕЕ СЕРДЦЕ


    Но больше всего откликаются зрители на романтические чувства главной героини Елены (Елена Шигапова) и ее возлюбленного Дона Хуана (Сергей Горбачев). Для артистки Е. Шигаповой эта роль очень сложна. Невысокого роста, худенькая исполнительница, кажется, абсолютно не соответствует созданному драматургом образу волевой испанки. Но в этом и прелесть роли. За свою любовь самыми немыслимыми средствами борется внешне хрупкое, но сильное духом существо, потрясающее суровые сердца мужчин. В насыщенных драматизмом сценах объяснений Елены с Доном Хуаном, в ее борьбе с неуступчивым папашей Фернандо (Валерий Лагоша) Елена Шигапова добивается предельной достоверности. В ее жестах, интонациях нет фальши. Кажется, артистка рассказывает зрителям историю своей собственной любви. Это трепетное, исповедальное чувство она проносит и в чисто комедийных вариантах, когда появляется на сцене в облике восточной «Рабыни» Барбары – и в «индийском» платье, со смешным «иностранным» акцентом речи. В образе Елены-Барбары Е. Шигапова, как и всегда, музыкальна, пластична. Рядом с ней творчески растет партнер по сцене, молодой артист Сергей Гобачев. Роль у него тоже непростая. Его герой раздираем противоречиями: любит Елену, боясь ослушаться родного отца. Но он куда слабее по духу, чем его возлюбленная, и это состояние играется молодым актером достаточно убедительно. Актер овладел и непростым «па» старинных испанских танцев. Из других персонажей ярче всех проявился в спектакле Валерий Лагоша в роли папы Фернандо. Он, как римский патриций, восседает с друзьями в ванной, изображая из себя «тирана». Как дитя, стреляет из рогатки по воронам. Плачет в финале скупыми слезами, не в силах удержать при себе влюбленного в Елену сыночка. Палитра выразительных средств артиста богата, и пользуется он ими достаточно сдержанно, без наигрыша.
    В режиссерской партитуре Александра Михайлова карнавальная стихия тесно переплетается с романтическими эпизодами. Подшучивает над своими сотоварищами неутомимый, птицей летающий Педро, друг Хуана (Николай Рожков), а рядом разыгрывается возвышенная сцена объяснения влюбленных – Елены и Фернандова сыночка. Тщится в своих потугах быть элегантным идальго нелепый посторонний «ухажер» Елены Дон Рикардо (этот образ на грани гротеска создает артист Михаил Артемьев), а рядом уже над Еленой сгущаются тучи – Дон Хуан просватан отцом за соседку Серафину. Смешное и грустное здесь неразрывно. Для более полной характеристики персонажей режиссер прибегает к сценическим аллегориям – выводит на сцену рано ушедшую из жизни, но горячо любимую когда-то Фернандо жену–индианку, о которой автор текста пьесы лишь вскользь упоминает. Воспитанница театральной студии ТЮЗа, эффектная блондинка Алена Кивайло в ярком карнавальном бразильском костюме лихо танцует румбу, становясь одним из самых запоминающихся персонажей постановки. Верится, что именно в такую девушку и мог много лет назад влюбиться Фернандо. Таких постановочных находок рассыпано по всему действию немало. Многие из них привнес талантливый балетмейстер Олег Николаев, благодаря которому рассказ о рабе своего возлюбленного Елене ведется и языком танца: под красивую музыку, в эффектных костюмах (созданных по эскизам Жанны Верижниковой) артисты зажигательно танцуют танго, кукарачу и другие экзотические танцы Испании и Южной Америки.
     Итак, в «Свободном пространстве» родился поэтико-музыкальный сценический «ребенок», радующий публику своим озорством и романтичностью. Но во всем ли он совершенен? Мне, кажется, в актерском ансамбле все-таки возникают диссонансы. Исполнительница роли служанки Финеи Лариса Леменкова не улавливает заданного режиссером темпоритма и слишком растягивает сцену передачи Елене рокового письма. Актер Игорь Нарышкин в роли Дона Рикардо (второй состав) перенасыщает действие собственными комедийными трюками. Артистка Мария Демина, истинная красавица, играющая во втором составе роль ревнивой и амбициозной доньи Серафины, претендующей на любовь Дона Хуана, лучше проявляет себя в танце, чем в диалогах с партнерами. А у Иветты Захаровой, наоборот, более выразительными получились речевые эпизоды. Кстати, далеко не все артисты овладели художественной поэтической речью. Классический испанский стих требует от актеров безусловного умения четко и образно доносить до зрителей вязь поэтических строф великого поэта. В сценическом решении спектакля лично мне все-таки не хватило кусочка Испании. Синий задник и занавеси цвета пляжного песка, как мне думается, недостаточно характеризуют место действия.
     Спектакль «Раба своего возлюбленного» многоплановый. Такие постановки трудны для воплощения, не везде и не всегда ладно подгоняются друг к другу «кубики» сценической мозаики. Надеюсь, это дитя «Свободного пространства» встанет на более крепкие, уверенные ноги и займет в репертуаре свое достойное место.


ВИКТОР ЕВГРАФОВ.