Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


Сайт газеты "Орловская правда", 6 октября 2010 г.


СЕЗОН ОТКРЫТ, ДА ЗДРАВСТВУЕТ СЕЗОН!


    В минувшую субботу в Орловском государственном театре для детей и молодёжи «Свободное пространство» состоялось открытие нового театрального сезона.
    Точнее, открытие нового сезона большой сцены, ведь малая работала уже в сентябре, и зрители успели посмотреть несколько спектаклей, в том числе премьерный — «С любимыми не расставайтесь».
    Поздравляя орловских зрителей с очередной премьерой — спектаклем по пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» — и открытием сезона, художественный руководитель театра «Свободное пространство» Александр Алексеевич Михайлов сказал, что для театра это большая ответственность, ведь пьеса всем хорошо известна, и рассказывать эту вечную историю по-новому не так просто, в этом даже есть некий вызов. Однако «Свободное пространство» часто идёт на эксперименты, и, как правило, они бывают весьма удачными.
    А.А. Михайлов также выразил надежду, что новый сезон окажется интересным для зрителей, будет ярким и масштабным. Пушкинские «Маленькие трагедии» поставит на сцене театра хорошо известный режиссёр Геннадий Тростянецкий. Орловцев также ждут мюзикл «Алые паруса» и спектакль «Алиса в Зазеркалье».
    Постановщик спектакля «Ромео и Джульетта» Ги Холланд (Великобритания) два десятка лет назад ставил на сцене орловского театра спектакль «Власть мысли». Он автор и соавтор более 20 пьес, адресованных детям и их родителям. Многие из его пьес ставились в разных странах, наибольшую известность получила «Лестница в небеса», которую поставили в Японии, Мексике, Сингапуре, России.
    Главным мотивом, побуждающим Г. Холланда работать в театре, он считает желание рассказывать захватывающие истории, которые помогают разобраться нам в жизни. «Я люблю следить за разворачивающейся на моих глазах драмой, которая заставляет меня испытывать всю гамму эмоций: восхищение, удивление, восторг, страх, радость, — говорит режиссёр. — Это стимулирует меня интеллектуально и эмоционально. Конечно, пьеса «Ромео и Джульетта» имела множество трактовок. Меня интересуют причины, которые приводят героев к трагическому финалу».
    В своей постановочной концепции режиссёр не хотел отводить главную роль року, он считает, что у человека всегда должен оставаться выбор, и его герои делают этот выбор, рискуют, понимая, что иначе нельзя, что их враждующие кланы никогда не примирятся. Недаром и в начале спектакля, и в конце мы видим на экране слова всё того же отрывка, говорящего о вражде и непримиримости. И это прискорбно, потому как цена жизни детей за упрямство и социальные амбиции — слишком большая цена. Очень наглядно эту амбициозность продемонстрировала чета Капулетти ( Николай Рожков и Маргарита Рыжикова).
    И Ромео (Артём Исаков), и Джульетта (Лидия Пономарёва) в силу их юного возраста далеки от расчётливости и полны искренних и пылких чувств друг к другу. Хотя граф Парис (Артур Горбунов) очень неплохая партия для благоразумной девушки — молод, знатен, богат. Однако в нём (по крайней мере, в игре исполнителя) нет той жизни, того темперамента, которые есть у Ромео. Да, Парис благороден, возможно, надёжен, но так по-взрослому скучен. Работая над этим образом, Ги Холланд хотел, чтобы зритель ощутил трансформацию чувств Париса к Джульетте, увидел, как изменила его смерть девушки. Поначалу он относился к ней как к красивому призу, не скрывая самоуверенности и собственнических претензий. В конце спектакля это и впрямь больше похоже на любовь.
    Режиссёры нередко, берясь за классику, переносят героев в современность. Но зачастую потом выходят отзывы примерно такого содержания: «Из нового зритель увидел только костюмы. Да и те изрядно потрепались к концу представления от неумеренного ползания по подмосткам». В первые минуты спектакля, признаться, немного странным показалось сочетание современных реалий (пейзажи, костюмы, предметы) и высокостильного шекспировского стиха. Между столиками кафе «Верона» снуёт официантка в галстучке и фартучке, а друг Ромео Меркуцио (Алексей Кондрахов) одет почти как солист украинской электропоп-группы «Quest Pistols». Но вскоре внешнее отходит на второй план и остаётся внутренний драматизм, напряжённость разворачивающейся на глазах трагедии. Та же смерть Меркуцио является одной из самых драматичных сцен.
    Изредка, правда, зрителя встряхивали и давали ему отдохнуть от «печальной повести» забавные моменты. Например, когда Отец Лоренцо (Валерий Лагоша), желая предупредить Ромео, не посылает гонца, а раскрывает ноутбук и пишет ему послание: «Ромео! Подробности плана в прикреплённом файле». Но тут всё же вмешивается рок в виде чисто технических закавык — становится невозможным соединение с Интернетом. Или вот ещё — входя в фамильный склеп, священник вместо фонаря подсвечивает себе путь сотовым телефоном. После спектакля слышу весёлый диалог:
    — А что? Неужели он не мог просто позвонить Ромео, если у него телефон был?
    — А вдруг на телефоне денег не было? Или у Ромео не было телефона вообще…
    Ставя в Орле «Ромео и Джульетту», Ги Холланд хотел рассказать историю воистину триллерную, чтобы взволнованный зритель сидел, как выразился режиссёр, на краешке стула. Признаться, особенного трагедийного накала не ощущалось, но во многом спектакль был интересен — и оригинальными песочными картинками на большом экране, и трогательной встречей юных влюблённых на балконе, и бережным отношением к тексту великого Шекспира, и параллелями с современностью, и многим другим.
    После спектакля на сцену поднялась начальник Управления культуры и архивного дела Орловской области А.Ю. Егорова. Она отметила потрясающую режиссёрскую работу, блистательную игру актёров и вручила диплом за лучшую роль сезона 2009 года актрисе Нонне Исаевой (роль Марьи в спектакле «Марьино поле»).


АНЖЕЛА САЗОНОВА.