Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


Сайт VOrle.ru, 26 октября 2010 г.


ПРЕМЬЕРА «ПЫШКИ» В ОРЛЕ: ЖЕСТОКИЙ МИР ГИ ДЕ МОПАССАНА


    На сцене Орловского театра "Свободное пространство" проходит премьера спектакля "Пышка" по мотивам новеллы Ги де Мопассана.
    Сразу ответить на вопрос, о чем этот спектакль трудно. Он о многом... О людях и тех, кто только кажется людьми, о человеческих пороках и страстях, о любви и боли, о порывах души, о исковерканных судьбах, о надежде на счастье… Здесь проявляются и самые лучшие, и самые худшие качества людей. Один отдаст все за положение в обществе, другой - за любовь, третьим руководят желания, четвертый хочет стать героем, но у него получается это только на словах, пятый живет надеждами и верой в чудеса…
    С первых моментов спектакля яркое впечатление производит появление актеров на сцене. У всего своя отдельная, очень важная роль: у декораций, у костюмов, у масок. Да, именно маски, которые закрывают лица героев, намекают на то, что за ними возможно и нет людей, а только их пороки, желания и грехи. Еще кажется, что актеры идеально подобраны под роли. Пышку играет заслуженная артистка РФ Елена Шигапова, ее героиня получилась очень милой, доброй, искренней, настоящей, живой. За нее нельзя не переживать, она приковывает внимание зрителей с самого начала, не только потому что она и внешне не такая как все, но и потому, что именно она проявляет свою человечность, в то время как другие проявляют жадность, похоть, грубость, порочность, лживость или трусость.
    Ярким получился и образ Прусского офицера, которого играет Артур Горбунов. Он действительно казался грубым и жестоким, от его вида и манеры поведения уже становится страшно. Но были и комичные моменты.
    Алексей Кондрахов предстал в роли молодого человека Корнюде, который тоже запоминается и производит особое впечатление. Такой молодой и красивый, почти герой, наполненный патриотическими идеями и бесконечной любовью к родине становится для Пышки воплощением мечты о прекрасным принце, но в итоге оказывается жалким трусом, который не смог защитить даже ту, с которой его недавно обвенчали. Только жаль, что свадьба была ненастоящей, как и многое другое в этом произведении: люди, их поступки, их обещания… Режиссер и художник спектакля Сергей Пузырев сказал: "Все мы играем в какие-то игры, но, когда приходит время быть человеком, редко кто справляется с этой ролью!" Именно эта мысль и лежит в основе постановки, в ходе которой все внутренние качества героев обнажаются все сильнее и сильнее. И только та, на которой лежит печать позора и презрения - проститутка - оказывается гораздо выше и чище других... Только она до конца и остается настоящим человеком, в то время, как другие, жалкие и низкие "людшки" просто предают ее.
    Сюжет знаменитого французского классика ХIХ века известен многим, и его современная интерпретация не может не заинтересовать. Сидя в зале и наблюдая за развитием действий на сцене, понимаешь, что зрители одобрили версию режиссера. Получилась не просто известная история о том, как лицемерные аристократы и буржуа ради собственной выгоды толкнули куртизанку Элизабет Руссе в постель к прусскому офицеру, а потом сами уничтожили ее своим презрением. Получился именно трагифарс, который вызывает самые разные чувства у зрителя: иногда страх и боль, иногда ужас и отчаяние, иногда улыбку и смех, но чаще всего безграничною жалость и печаль от того, что мир оказывается все-таки так жесток. Нелегко видеть, как разбивается мечта и ломается человеческая судьба. Кого в этом винить? Время? Страну? Общество?
    Наверное, ответа нам давать никто не собирался, мы сами должны его найти. Этот яркий, интересный, временами дерзкий и жестокий спектакль воспринимается именно как вызов обществу, в котором, почему-то, иногда самые добрые и честные люди остаются опозоренными, затоптанными, отвергнутыми...

ЛИЛИЯ ЛУЩЕНКО