|
ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК
В спектакле театра «Свободное пространство» побеждает зло, чтобы зритель поверил в добро
Театр «Свободное пространство» порадовал неурочной премьерой спектакля «Наташина мечта».
Премьера прошла 24 августа (режиссер Александр Михайлов, автор текста Ярослава Пулинович).
Спектакль-исповедь — так обозначен жанр спектакля. Это исповедь двух девочек, двух очень разных Наташ. Одна «хорошая» — девочка-паинька, другая — «плохая», грубая детдомовка. В спектакле они выступили соперницами. Добро и зло, черное и белое, хорошо — плохо. История двух влюбленностей. Как может любить одна и как — другая. Режиссер оставил зрителю право решать, какая из Наташ ему по душе.
Первой появляется Наташа-паинька (Елена Симонова). Черное балетное трико и пышная юбка из белоснежной сетки — символ фальшивой самовозвышенности (художник Мария Михайлова). Эта Наташа хороша до мозга костей. До приторности. И школа искусств, и плавание, и куча дипломов. Примерная педантичная девочка. Родители таскают ребенка по всевозможным секциям, не пускают его гулять во двор: свое время он должен проводить только с пользой. Это распространенный ныне тип подростка, которого родители хотят сделать гением. В нынешней жизни гений — это всегда победитель. Но у Наташи есть проблема. Она ненавидит и одновременно боится своей одноклассницы и соседки из неблагополучной семьи — по ее мнению, символ неправильности: «У нее весь рот был в ярко-красной, смазавшейся помаде, и тоналка неровно на лицо легла». И какой же она испытала шок, когда увидела эту неправильную Наташу с мальчиком, в которого была тайно влюблена. Катастрофа. Но это катастрофа для слабаков. Для вышколенных нынешней жизнью детей — лишь повод проверить себя, утвердить себя хозяином жизни. Коварство, лесть — все средства хороши для достижения цели. И она ее добилась.
— Победила я! — от этих финальных в первом монологе слов зрителей обдает холодной волной.
Зритель подавлен. Напор, расчет и цинизм — вот слагаемые успеха в этой жизни. Сцена освещена скудным светом. Жутковато поблескивает большое зеркало — единственная декорация в спектакле, как отражение живой — темной — души.
И вот на сцену выбегает другая Наташа — Наташа- детдомовка (Валерия Жилина). Она выступает в зале суда, рассказывая свою историю, которая привела ее к преступлению. Актриса смачно воспроизводит детдомовский жаргон — на грани мата.
Неотесанная девчонка с грубыми замашками, готовая, чуть что не так, бить «с ноги» (ведь она не «лохушка какая»), загадывает желание: «...хочу любви. Чтоб с фатой и шоколадными конфетами. И чтоб все девки наши за нами шли и нам завидовали. Только это не самое главное. Главное, чтобы он меня любил, чтоб он подошел ко мне и сказал: «Наташа, ты самая реально клевая девчонка на земле, выходи за меня замуж». Оказывается, за демонстративной дерзостью скрыты нежность и лиричность. Эта Наташа — настоящая, живая. Она влюбляется в журналиста после такого дежурного для него вопроса: «Наташа, а какая у тебя мечта?».
В двух разных Наташах одинаково одно — они верят в любовь.
В финале под неистовую музыку на сцену выпархивает Наташа хорошая. Вся в белом. Победно она танцует вокруг Наташи-детдомовки. Грациозно подпрыгнув к зеркалу, она с милой улыбкой прокалывает белоснежные воздушные шары, прикрепленные к раме, иные — висящие в воздухе у пола — отпускает к потолку. Кружась в демоническом танце, она вырывает у Наташи фату. Рвет из рук Наташину мечту. Та сопротивляется. Движения одной — женственны и воздушны, другой — угловаты, угрюмы, но волнующе трепетны (хореограф Светлана Щекотихина). Это уже не танец, это поединок. Поединок двух Наташ, двух судеб. Это поединок, в котором побеждает хорошо воспитанная аккуратистка Наташа. Побеждает та, которая готова к нечестной победе. А Наташа-детдомовка, которая старается выбраться к светлому, высокому и верит, что если любовь сложится, то у нее все в жизни будет хорошо, терпит поражение.
Это не сказка про Золушку — это горькая правда. Это жизнь, в которой всегда добро будет бороться со злом, талант с посредственностью, свобода с ограниченностью... Давящая безжалостность практичного мира перед живой человеческой искрой — вот что чувствует зритель.
...Аплодисменты обрушились на молодых актрис. Влажные от слез глаза зрителей... Режиссер и драматург создали спектакль, в котором как в зеркале отразилась наша жизнь. Во всей ее ужасной красе. Но зло не победит — покуда в зале сочувствуют обиженному. Такова сила искусства.
МАРЬЯНА МИЩЕНКО
|
|