Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


ПЫТКА "ДРУГИМИ"


    В Орле в театре «Свободное пространство» с большим успехом проходят гастроли Академического русского театра имени Евг. Вахтангова из Владикавказа (Северная Осетия, Алания). Я получила настоящее удовольствие от яркого, динамичного, трогательного спектакля «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана на открытии гастролей 24 сентября (постановка заслуженного деятеля искусств РСО-А Валерия Попова, в роли поэта Сирано де Бержерака - замечательный актер Антон Морозов). Мне также посчастливилось попасть на малую сцену театра на спектакль «За закрытыми дверями» по пьесе Жана-Поля Сартра.
    Режиссер Валерий Попов вместе с актерами старейшего театра Владикавказа решили перечитать Сартра и сделать текст понятным и близким каждому зрителю, даже не очень разбирающемуся в эстетике и философии экзистенциализма и в тонкостях западной «интеллектуальной драмы». То, о чем пишет Сартр, интересно всегда, считает Валерий Попов, и с ним нельзя не согласиться. У него не было задумки углубиться в философию этого произведения, извлекать из него новые смыслы, а было лишь желание показать его актуальность.
    Жан-Поль Сартр — знаменитый французский писатель, драматург, философ, взбудораживший послевоенную Францию своими экзистенциалистскими пьесами и эссе.
    Сартр и в наши дни волнует, провоцирует, заставляет нас думать и переосмысливать свою жизнь. В центре внимания писателя всегда были переживания индивида, убежденного в своей неповторимости, но заключенного в панцирь одиночества, всецело поглощающего его и навсегда разделяющего с «другими». «Это попытка перенести французский экзистенциализм на русскую почву», - говорит режиссер спектакля. И попытка эта удалась.
    Звук поворачивающихся ключей в дверном замке. Слегка приглушенный свет. Но зрителям пока не страшно. Страшно будет потом. Перед нами в центре зала три завешенных сеткой стула, небольшая бронзовая статуэтка на черной подставке, три белых рамы размером с человеческий рост вокруг темной сцены. Появляется Коридорный (арт. Никита Верзилин, он создает атмосферу спектакля, импровизируя на бас-гитаре). Коридорный провожает пришедших в эту странную комнату, из которой, как выяснится, они уже не выйдут никогда.
    Сартр помещает персонажей своей пьесы «За закрытыми дверями» в некое пространство, проявляющее все скрытые, темные закоулки памяти и обнажающее душевные раны. Неужели это ад?.. Никто не горит в огне, не корчится от боли, не кричит... Сначала, люди, пришедшие сюда, испытывают страх перед неизвестным. Они еще не знают, зачем они здесь, что с ними будет.
    Первым на сцене появляется журналист Гарсэн, которого играет Антон Тогоев. Красивый, статный мужчина, в белом костюме и бордовой рубашке, эмоциональный, он немного испуган и растерян. За ним появляется женщина в мужской одежде и с мужскими повадками. Это немного грубоватая, бесстрашная, уверенная в себе и видевшая жизнь почтовая служащая Инэс (нар. арт. РСО-А Анжелика Тер-Давидянц). Последней коридорный приводит богатую красотку Эстель (арт. Елена Бондаренко). Гибкая фигура танцовщицы в легкомысленном наряде – полупрозрачное воздушное платье, белые ажурные чулки, парик, накладные ресницы, яркий макияж, туфли на шпильках... Что скрывается под этой маской? Желание нравиться? Вызов жизни? Отчаяние? В этом и многом другом предстоит разобраться зрителю.
    Герои представляются друг другу и выясняют, что не были знакомы раньше, жили в разных городах, их ничего не связывает. Но всех волнует одно: почему они оказались здесь вместе?
    Это нелепое недоразумение, ошибка, случайное совпадение, или закономерность, воля судьбы? Одно становится им вскоре ясно - это конец. Их охватывает страх, подозрительность, каждый видит в другом - Палача. Но палачей среди них нет, никто не собирается никого убивать. Физически. Однако, им предстоят нравственные мучения. Страсти постепенно начинают накаляться. После первой попытки найти ответ на вопрос: «Почему они все вместе в этой комнате?», герои сдаются. Разноцветные стулья, статуэтка без головы (забавно! может быть, чья-нибудь подойдет?), свет, который никогда не гаснет — все, что у них осталось. А еще они есть друг у друга. Навсегда. Но радоваться ли этому?
    Ужас охватывает зрителей, когда они понимают, что перед ними люди, которых уже нет в живых. И сами герои это тоже прекрасно понимают. Они еще некоторое время видят, что происходит на земле: в их домах, с знакомыми и родными, но не видят себя, ведь их больше не существует ТАМ. А ЗДЕСЬ? В этом мире, куда они попали, нет ни зеркал, ни стекол, они не смогут увидеть себя, если только не станут сами отражением, «зеркалами» друг друга. Умная и сильная Инэс все-таки понимает, что общего у нее с этими людьми, и не боится это объявить — они убийцы! Нет, своими руками они не лишали жизни других, но они заставляли их страдать. Но кто же захочет в этом признаться? У каждого из них своя темная история, которую они все-таки рассказывают, у каждого свои жертвы. Так мы оказываемся на Суде, где каждый - и прокурор, и обвинитель, и адвокат. Их ужасают поступки «других», но, самое страшное - ни один из этой троицы не раскаивается, не сожалеет о том, что натворил сам. Ясно одно - они в ином мире. Кто и по каким законам будет их здесь судить? Прошлое позади, а что же делать сейчас? Впереди свобода или вечное заключение, отрада или наказание?
    Палач безжалостен, но он - безлик. Неужели в самих людях заключается ад? Или он в «других»? Наверное, любой из нас, оставшись надолго с собой наедине, как бы ни терзался мыслями об ошибках, в итоге пришел бы к спасительному самооправданию, попытался бы принимать себя таким, какой он есть, со всеми недостатками, грехами, ошибками. Но как мучительно, невыносимо находиться рядом с «другими», с теми, кто выводит тебя на чистую воду, выворачивает душу наизнанку, кто видит тебя насквозь и в тоже время сам ничуть не лучше тебя. Да, это страшное испытание, пытка людьми, пытка «другими», которая сводит с ума!
    Свыкнувшись со своим теперешним положением, Инэс решает добиться расположения Эстель, влекущей ее своей откровенной сексуальностью, своей красотой. Но Эстель затевает другую любовную игру. Она выбирает в партнеры мужчину. А почему бы и нет? Почему не забыть все, что было, ведь жизнь земная закончена, а впереди еще столько времени! А если отбросить муки и стыд разоблачения и попытаться получить удовольствие от происходящего? Попытались. Не получилось. Они ненавидят друг друга за то, что каждому из них пришлось стать самим собой в этой компании. Они не могут ни полюбить друг друга, ни убить, потому что уже умерли. Они стали друг для друга адом. Кажется бредом? Но ведь это и есть абсурдистская драма, только для тех кто сидит в зрительном зале — это не абсурд, а почти реальность. Зрителю невольно приходится задуматься: а разве сегодня среди нас, живых, такие отношения - редкость? Мы лжем, причиняем боль, заставляя страдать порой даже самых близких, создавая ад на земле и им, и себе самим. И мы давно научились жить в этом аду, порой просто не замечая его, не обращая никакого внимания. Но когда наши собственные грехи и проступки в замкнутом помещении, на маленькой сценической площадке, так явно предстают перед нами, благодаря режиссерскому мастерству и сильной, яркой, талантливой игре актеров, становится не по себе — цепенеешь от ужаса и не хочешь верить в то, что там, «за закрытыми дверями», ни чуть не лучше. В рельной нашей жизни не лучше - и на улице, и дома, в общении с людьми. И покинуть этот мир, «выйти из игры» - это тоже не решение проблемы.
    Постановщик спектакля, Валерий Михайлович Попов, видит главную проблему большинства людей в неумении, нежелании понять и полюбить ближнего.
    «Необязательно умирать для того, чтобы осознать трагическую искаженность человеческого существования, чтобы задуматься: а правильно ли я живу? Вот, что мы хотели сказать этим спектаклем, а еще - обратить внимание на сегодняшнюю разобщенность людей, когда мы, находясь рядом, не видим, не слышим друг друга. Каждый день вы выходите из своей квартиры, из своего одиночества и идете к ним, к «другим» и... попадаете в тот же ад. Спрятаться можно, но это и порождает разобщенность.
    Все сводится к чему? «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

ЛИЛИЯ ЛУЩЕНКО