Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


Сайт газеты "Орловская правда", 18 сентября 2010 г.


ОТ СТАНЦИИ ЛЮБОВЬ ДО СТАНЦИИ РАЗЛУКА


    Недавно на малой сцене Орловского государственного театра для детей и молодёжи «Свободное пространство» состоялся премьерный показ спектакля «С любимыми не расставайтесь» по пьесе классика советской драматургии Александра Володина. В последние годы произведения советских драматургов мало ставятся на сцене, а между тем они ничуть не уступают, а в чём-то даже превосходят бродвейские материалы и при талантливой постановке способны принести немалый успех. Так случилось и в этот раз. Мнение зрителей: спектакль, поставленный режиссёром Ларисой Леменковой, получился в некоторых моментах даже трогательнее, чем знаменитый одноимённый фильм с участием Александра Абдулова.
    Актриса театра «Свободное пространство» Лариса Леменкова уже не в первый раз успешно выступает в качестве режиссёра. Правда, до этого она ставила только спектакли-сказки для детей («Серебряная сказка», «Огниво», «Щелкунчик», «Винни-Пух и весёлая компания») в г. Орле и г. Стерлитамаке.
    — Создавать спектакли для детей и для взрослых одинаково сложно, — говорит Лариса Степановна, — правда, для маленьких зрителей надо работать ещё лучше, чем для больших.
    «С любимыми не расставайтесь» — дипломный спектакль студентов актёрского курса при театре на базе ОГИИК. Его самый первый показ состоялся ещё в июне и вызвал большой интерес зрителей. Теперь труппа «Свободного пространства» пополнилась молодыми актёрами, а студенческий спектакль вошёл в репертуар театра.
    — Наш главный режиссёр Александр Михайлов предложил для постановки несколько пьес Володина, — рассказывает Леменкова. — Выбор пал на «С любимыми не расставайтесь». Тема расставания с любимыми людьми — проблема не только советского времени, когда была написана пьеса, она вечна и, более того, очень актуальна для наших дней, когда, по статистике, на тысячу браков приходится семьсот разводов.
    Очень символично и даже интригующе определён жанр спектакля — «Развод без антракта». Антракта в этом театральном представлении действительно нет, как нет перерыва в череде бесконечных разводов, происходящих как на сцене, так и в жизни.
    В основе володинского сюжета — слушание дел о разводах. Одна за другой предстают перед лицом суда молодые семейные пары. Все они сошлись по любви, а теперь пытаются разорвать недавно сложившиеся супружеские узы, несмотря на увещевания судьи, старающейся примирить молодожёнов. Но те ни в какую не хотят идти на компромисс. Каждый из супругов слышит только себя, озвучивая причины, что вынуждают их к роковому шагу: несходство характеров, измена (то ли реальная, то ли мнимая), «злодейка с наклейкой»… При этом молодые люди не осознают, что штамп о разводе не решит проблему. Ведь любящие души не могут разойтись, они и на расстоянии будут тревожиться друг о друге… Штамп в паспорте, ставящий крест на семейной жизни, только запутывает любовную историю. Гораздо проще поговорить начистоту, не делать слишком поспешных выводов, ведь жизнь не прощает легкомыслия.
    Действие спектакля происходит в неконкретной, но узнаваемой обстановке. Вот городская остановка, где люди встречаются и влюбляются, вот скромная советская квартира. Большой смысл несут в себе и такие декорации, как окно (помните цветаевское «Крик разлук и встреч — ты, окно в ночи!»…) и дверь. Вот героиня уже готова простить мужа, но он закрывает перед ней дверь. Момент упущен, шанс не использован, а потом дверь перед любящими сердцами закрывает сама судьба. И тогда доведённый до крайней степени отчаяния человек готов отказаться от самой жизни.
    Главные герои спектакля Митя (Сергей Козлов) и Катя (Елена Зайцева) поссорились из-за пустяка, но обстоятельства усугубляют ссору и она превращается в трагедию. Катя постепенно осознаёт в случившемся свою вину: «Это мой муж! Это я виновата!» и в страшную минуту отчаяния пытается совершить самоубийство (тут всё зависит от зрительского восприятия) или теряет разум.
    Воссоздать дух времени и передать душевное состояние героев помогают не только костюмы актёров, но и музыкальное оформление спектакля, в котором использованы эстрадные мелодии 70-х и фрагменты советских радиопередач. Из радиоприёмника время от времени слышится: «…От станции Любовь до станции Разлука…», «…Как мы любили — теперь осталось только вспоминать…»
    В финале спектакля следует всеобщий суд: мужья выступают против жён. Все требует раздела совместно нажитого имущества. При этом сильная половина желает оставить за собой диван-кровать, а прекрасная — цветной телевизор. При этом никто не хочет понять, что настоящее светлое чувство ни в коем случае не замешано на эгоизме, в его основе всепоглощающая и всепрощающая любовь к ближнему.
    Спектакль «С любимыми не расставайтесь» — не увеселительное зрелище, отвлекающее от проблем, он относится к категории психологических, заставляет зрителей размышлять вместе с автором, актёрами и режиссёром. «Что значит для человека любовь, что значит для него семья? Что сильнее — дружба или любовь? Может ли человек любить не единожды?» Люди, пришедшие в небольшой зрительный зал, не просто сквозь смех и слёзы сопереживают героям, нет, они проецируют содержание спектакля на свою жизнь, свои личные отношения. Они задумываются о том, что и как они говорят близким людям… И за это хочется поблагодарить талантливого режиссёра Ларису Леменкову и одарённых молодых актёров, которые, без сомнения, смогут порадовать зрителей ещё не одной творческой удачей.
    Строка из широко известного стихотворения Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне», ставшая названием володинской пьесы «С любимыми не расставайтесь», — не просто гимн влюблённым, это напутствие и предостережение всем от роковых ошибок на нелёгком жизненном пути.


ЭЛЬВИРА ЛЕГОСТАЕВА.