Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


Сайт "Инфо-Орел", 3 июня 2011 г.

ОТ СОЗДАТЕЛЕЙ НОВОЙ ДРАМЫ: В ОРЛЕ ОТКРЫВАЕТСЯ 2-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАМЕРНЫХ И МОНО СПЕКТАКЛЕЙ «LUDI»


    Орловские журналисты встретились с режиссерами-постановщиками двух пьес, которые зритель увидит уже сегодня, 3 июня, на сцене театра «Свободное пространство».
    В конкурсной афише фестиваля - 15 спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов, а также Тель-Авива, Киева, Вильнюса, Каунаса, Кишинёва. Фестиваль представит широкий спектр направлений современного театра.
    Сегодня орловцы познакомятся с новой российской драмой, представляющей московский Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина, – спектаклем «Класс Бенто Бончева» в постановке Михаила Угарова. Еще один сюрприз дня сегодняшнего – «Коба» (по Э. Радзинскому) литовского режиссера Станисловаса Рубиноваса (Молодежный камерный театр г. Каунаса).
    Накануне фестиваля у местной прессы появилась возможность пообщаться с вышеназванными режиссерами-постановщиками, а также с драматургом, автором пьесы «Класс Бенто Бончева» Максимом Курочкиным и актером спектакля «Коба» Александрасом Рубиновасом.

    Идея будущего о правде сегодняшнего дня

     Создатели того движения, которое носит название «Новая драма», Максим Курочкин и Михаил Угаров (художественный руководитель московского Театра.DOC, режиссер и драматург) рассказывали об особенностях современного интерпретационного театра, о том, что основной акцент в их творчестве – на дне сегодняшнем, а точнее - на «правде сегодняшнего дня». В тандеме автора и режиссера угадывается желание ухватить «здесь и сейчас», ведь театр, говорит Михаил Угаров, – «искусство поколенческое: оно быстро уходит, не успевая высказаться».
    В то же время в пьесе Максима Курочкина представлен пласт ближайшего будущего, где царит парадоксальная идея о мире без любви и секса. Главный герой находится во власти идеи «как бы сегодняшнего дня», когда любовь, чувство, так легко отданное в сферу экономики, становится «хорошим способом тратить деньги». Обращенность в будущее – это «костыли», которыми, как признается Максим Курочкин, он вынужден пока пользоваться из «слабости, неумения, ну или из трусости». Ведь сегодня, не без горечи замечает Максим, невозможно поставить пьесу и писать о любви, но и смириться с этой невозможностью нельзя, в таком случае будущее время – это прием для того, чтобы говорить о нас сейчас.

    Те люди, про которых написана новая драма, в театр не приходят

    Новая драма сильнейшим образом отозвалась в кино (в работах Вырыпаева, Серебрянникова, Попогребского и др.), хотя все ожидали, что она «выстрелит» именно в театре. Современная драматургия и театр, конечно, пребывают в поисках новой формы. Тем более в условиях, когда необходимо реагировать на реалии сегодняшнего дня. Сейчас, когда самые известные европейские постановки можно посмотреть сидя у себя дома, через интернет, едва ли не самой эффективной может быть техника «постановки зрителя в тупик», рассуждает Михаил Угаров. И сообщает, что в Театре.DOC, которым он руководит, актеры «не играют», то есть, конечно, в строгом смысле слова, игра есть, только приемы и средства у нее совершенно неординарные, вплоть до репетиций в метро с вовлечением посторонних лиц.
    А кто же зритель на подобных спектаклях? Это хорошо информированные, через интернет (афиша названного театра существует только в виртуальной реальности) или через знакомых, 60-70 человек, которые «уже в чем-то согласны с позицией режиссера». А хотелось бы видеть других людей, восклицает Угаров. Например, тех, о ком написана новая драма. Хотя в театре есть неписаное правило не показывать прототипу произведение о нем, гости из Литвы тоже сетовали на то, что не видят на своих спектаклей тех, кого каждый раз ожидают там встретить. К примеру, неонацистов.

    В литовском театре – другая религия

    Почему неонацистов? Потому что в современном литовском театре немало пьес посвящено злободневным и «очень живым темам» – вроде единомышленников и последователей Гитлера и холокоста. Всё это в Литве – по-прежнему больные и трудные вопросы. И отношение к ним лучше всего выражается в реплике из спектакля как раз о холокосте, который Станисловас Рубиновас намерен предъявить публике этой осенью: «Если это не забудешь – жить невозможно, но и забудешь – жить нельзя».
    В то же время в литовском театре «не приживается чернуха и бытовуха». По многим причинам, одна из которых – отсутствие желания эпатировать. Возможно, предполагают литовцы, это из-за того, что они не знали тех запретов, что царили в Советском союзе. Литовская драматургия еще совсем молода, зародившись в 20-х годах 20 века, она пока не обрела тот «корпус классики», который имеет всякая национальная литература, и ее интересуют актуальные проблемы, выраженные, конечно, актуальным языком новой драмы. Но театральная лексика, не говоря уже об уличной, в Литве сильно отличается от российской. Литовский театр более эстетичен и по своим приемам. У нас – метафоры, символы – словом, другая религия, в один голос твердят Рубиновасы.
    В разных городах спектакль «Коба», продолжают они, принимают по-разному: иногда на исполнителя смотрят как на врага народа, с нескрываемой ненавистью. Как примет орловский зритель литовский эксперимент и новую российскую драму, узнаем уже сегодня.
    P.S. Фестиваль «LUDI» продлится до 9 июня и закроется моноспектаклем «Любовник» Национального драматического театра из Вильнюса. Заключительным аккордом фестиваля станет театрализованное действо «Шествие ангелов», которое готовится совместно с московским театром «Тень» и будет проходить на открытом воздухе, у слияния рек Орлик и Ока.


ИРИНА КРАХМАЛЕВА.