Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


Сайт "Могилевский областной драматический театр", 23 марта 2010 г.


О ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ И КОРОЛЕВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ


    У меня вопрос к орловскому театру... Сколько можно?! Я спрашиваю, сколько можно бомбить зрителя отличными спектаклями?! Третий раз «Свободное пространство» на могилевском форуме - и третий раз впечатление неизгладимое. Завидую ли я русскому городу Орлу? Да, блин, завидую.
    «Белое на черном» - второй спектакль Тростянецкого, который мне посчастливилось увидеть. Почему посчастливилось? А знаете, я каждую встречу с вечным произведением искусства считаю счастьем и большой личной удачей. Громкие слова? Ну да, умею и громко сказать, чай, есть еще силушка в голосе молодецком!
    Но, как обычно, к делу. Сперва о материале. Горячо обсуждая спектакль в нашей молодежной редакции, довелось столкнуться с мнением, что ставить спектакли об инвалидах. Ох, простите! О людях с ограниченными возможностями. Нужно же быть политкорректным, правда?.. Так вот, есть мнение, что ставить спектакли об этом - беспроигрышный вариант. Мол, кто из публики согласится признать себя сволочью и не реагировать на эти вещи всем сердцем, потому как душа наша христианка же!!! Есть такой анекдот. Говорят, исторический. К королеве Великобритании обратились с вопросом, почему в Англии нет антисемитизма. И та ответила: «А мы не считаем себя хуже евреев». Так вот, я тоже не считаю себя хуже инвалидов. И не считаю, что я должен испытывать чувство вины за то, что мои руки и ноги, слава Богу, пока целы. Но можно даже с другой стороны зайти: а ведь любой спектакль в любом театре - об инвалидах, нравственных, например. И в этой системе координат я такой же инвалид, как и «люди с ограниченными возможностями», только мои возможности ограничены в чем-то другом. И тоже, получается, - ничем не хуже инвалидов. Так что говорить о заведомой беспроигрышности этой животрепещущей темы - бооооольшая натяжка. А вот о чем можно и стоит говорить - о мало обоснованной предрасположенности нашей к болезненному восприятию некоторых, в общем, вполне жизненных тем. Но даже об этом мы говорить не будем.
    Я вот что хочу сказать: браться за такие очевидно больные для большой части нашего народонаселения темы - ответственно и опасно. Ответственно, потому что нужно быть в состоянии вскрыть тему так, чтобы спектакль не выглядел спекуляцией. А опасно, потому что, не дай Бог, не выдержишь нужный градус, обязательно будет на спекуляцию похоже. (Как будто со всеми остальными темами не так! - прим. наборщицы). Так что тема может быть очень даже проигрышной.
    Но не для орловского театра. Фонтанирующая режиссура - вот как хочется сказать о спектакле «Свободного пространства». Бездна находок, неисчерпаемая фантазия, широчайший диапазон возможностей труппы, глубокое вскрытие темы - чистая радость для меня, зрителя. Однозначно, это спектакль-претендент на высокий приз. Уж не знаю, в какой номинации: «Гран-при» или «Лучший молодой актер». Но еще только заря форума, не будем забегать вперед.
    Еще слышал мнение, что спектакль перенасыщен театральностью, что сквозь действие пробивается даже некоторое самолюбование орловского театра, мол, смотрите, какие мы талантливые, еще и так умеем! Сомнительная, честно говоря, претензия. Но если чувствовать «вину перед инвалидами», то может показаться, что эта претензия имеет основание. То есть уместна ли вся эта фонтанирующая театральность, когда речь - «о таких вещах»?! Хорошо, предположим, у нас есть этот комплекс неполноценности. Но и здесь спектакль орловцев утирает нос таким ораторам. Когда? А в тот самый момент, когда прекращается, умирает, улетучивается спектакль - когда перед сценой появляется актриса театра, представляется и начинает говорить от своего имени, рассказывать о работе над спектаклем. В конечном итоге, спектакль завершается рассказом о реальном человеке, нянечке детского дома. Просто рассказом. Потому что неуместен уже спектакль. Потому что закончился театр. Потому что пронзительность под финал -не театральная, а просто человеческая. И это - честно. Это - по правде: и по художественной, и по людской, и по любой другой. И нет в этом никакой спекуляции (которой не было и в спектакле Корняга, но которая была в спектакле Пинигина). И за эту честность - спасибо.

ТИМОФЕЙ ЯРОВИКОВ