Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 





О МОНОСПЕКТАКЛЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...


    О моноспектакле замолвите слово. Нет, не так. Посвятите ему поэму, напишите песню!
    Как часто в быту слышим расхожие упреки, облеченные в красивую метафору: театр одного актера. Пускай остается это странное и обманчивое выражение. Да и не может театр принадлежать одному, – зрителю или актеру, какая разница. А вот спектакль – вполне. Хорошая труппа и для одного зрителя сыграет. Талантливому актеру под силу одному соткать из противоречий и образов неподражаемое сценическое полотно.
    Вот и моноспектакли, которые были представлены на фестивале «Ludi» заслуживают вовсе не скромного слова или упоминания, а отдельной большой и непременно восторженной рецензии.
    Один актер – один мощный источник чудодейственной театральной энергии. И десятки, сотни оттенков чувств.
    Петербургский Театр-студия «Пушкинская школа» - спектакль «Прогулки без Пушкина» (режиссер и исполнитель - Григорий Печкысев); Государственный Пушкинский Театральный Центр в Санкт-Петербурге - «История села Горюхина» (режиссер Андрей Андреев, актер Сергей Барковский); Вологодский театр «Свой стиль» - постановка «Кыся» (режиссер и сценограф - Яков Рубин, исполнитель – заслуженный артист РФ Всеволод Чубенко); Государственный Академический театр им. Евг. Вахтангова – «Записки сумасшедшего» (руководитель постановки - Лауреат Российской театральной премии «Золотая маска» Римас Туминас, Поприщин - заслуженный артист РФ Юрий Красков).
    Все спектакли представляли разных героев, живущих в разных, возможно, даже вымышленных временах и пространствах. Они по-разному думали, чувствовали, радовались, были по-разному привлекательны и по-разному настораживали. Но непременно единовластно подчиняли себе мысли и мечты зрителей. Этакий «авторитарный» театр.
    «Силы мы всегда черпаем в ненависти и любви», - произнес обаятельный и хронически свободный кот-телепат из спектакля «Кыся». Ему, несмотря на богатый жизненный опыт, следует возразить, чтобы не был так категоричен. Значительный источник сил миру дает искусство!
    Как-то странно связывать два слова – игра и честность. Но другого определения не найти. Сергей Барковский, Всеволод Чубенко, Юрий Красков были предельно честны в воплощении своих героев. Рассказали об их «смешной и правильной жизни», о потерях и поиске, об одиночестве и любви, о чувственных наслаждениях и рациональных поступках, о всемирном сумасшествии и свете разума.
    Поразительное дело! Актеры так густо населили театральное пространство, настолько заполнили своей энергией зал, что время как-то совершенно потеряло власть над миром.
    Один реальный человек и масса образов, поданных сквозь призму восприятия единственного персонажа, который был и рассказчиком, и главным действующим лицом, и строгим ментором.
    Как приятно, оказывается, попасть под обаяние таланта. Будь то взволнованный аристократ, решившийся презентовать выстраданные рукописи, беспородный кот, предельно преданный своим убеждениям и «своим» людям или бедный сумасшедший, доведенный до отчаяния, но не отчаявшийся…
    Решиться играть моноспектакль – это своего рода вызов. На такое можно пойти, чувствуя беспредельную внутреннею силу и возможность вылить ее, реализовать и преумножить. Это дерзко, смело, в какой-то мере рискованно. Здесь автор, актер и режиссер вне зависимости от объективных и не очень преград, которые их разделяют, становятся единым целым. Именно этот новый организм и заставит потом зрителя восторженно кричать: «Браво!» Или не заставит. Всякое может случиться…
    Кому из актеров было «легче»? Современный, остроумный и просто остренький текст В. Кунина, пушкинская «народная» ирония и гоголевская интеллигентная чертовщинка… Все персонажи чувствуют себя настоящими героями. По праву судьбы им дано вылить на мир поток своей любви и своего горя. Невольно думаешь, что и воплотившие их актеры Богом отмечены. Им тоже по праву судьбы было дано пробудить в наших душах нечто особенное, затронуть такие струны, которые либо молчали, либо раньше пели как-то иначе, неправильно.
    Вот так могущественный дух театра поднимает выше все славные и высокие чувства в человеке, смеется над потаенными страхами, делает веками сложившийся косный уклад вовсе необязательным и смешным, заставляет устыдиться собственного страха, убить зависть и осмыслить полученное от рождения право жить и быть человеком.
    Спелые и правильные мысли принес фестивальный ветер. Теперь уж точно никакой эмоциональный штиль нашему городу не страшен!
    Кстати, говорят суммарные аплодисменты, которые благодарные и растроганные зрители подарили моноспектаклям, по времени приблизительно равнялись средней театральной постановке (с одним антрактом). Этому можно верить.



ОЛЬГА ФРОЛОВА.