|
Сайт "Инфо-Орел", 8 июня 2011 г.
«СКАМЕЙКА»: О ЛЮБВИ - ПРОСТО
Тема любви и человеческого одиночества, более чем оригинально раскрытая в спектакле «Класс Бенто Бончева» в первый фестивальный день, вновь прозвучала на сцене «Свободного пространства». Теперь уже в исполнении Санкт-Петербургского театра «Наш театр».
Театр с десятилетней историей, как рассказал его режиссер Лев Стукалов, переживает непростые времена: у него практически отобрали помещение, и задача сегодняшнего дня - не работать над новыми постановками, а сохранить имеющийся репертуар. Поэтому, можно сказать, орловскому зрителю представилась уникальная возможность оценить мастерство питерского сценического искусства, кстати, высоко оцененного критиками и отмеченного уже несколькими престижными театральными наградами.
Итак, случайная встреча в парке на скамейке мужчины и женщины. Он и Она уже пересеклись год назад. В ту, первую, встречу между ними все было. Тогда Он представился Юрой, Она же, Вера – разведенная женщина, – поверила ему. Тогда он ушел утром, пообещав вернуться, и, конечно, не вернулся. Теперь на этой «роскошной, посланной Богом скамейке» Юра, ставший Колей, но по паспорту оказавшийся женатым Федором Кузьмичем, вновь знакомится с Верой.
Перед зрителем - черная пустота сцены и длинная скамейка, двое, и все это - в антураже музыкальных шлягеров 80- х. Все внимание - душевным движениям друг к другу и в противоположном направлении мужчины и женщины. Она – по профессии контролер на чулочной фабрике – пытается добиться от этого ловеласа правды. Он - шофер автобуса – всеми путями эту правду пытается объехать. Юлии Молчановой, исполнительнице главной роли, удалось прожить эту роль буквально на грани. Так сложно в этом простоватом, но вместе с тем глубоком женском характере скатиться на гротесковость, сместив реализм на второй план. Но Юлии удается пройти по грани, оставшись живой реальной. Ей искренне сочувствуешь.
Герой Дмитрия Лебедева - Федор Кузьмич - вызывает чувства неоднозначные. Ну видно, ловелас. Как такого, довольно циничного человека, называющего разведенных женщин «изголодавшимися равнодушками», можно воспринимать положительно? Однако, есть в игре героя какое-то подкупающее обаяние. Да и постепенно снимание «слоев» неправды с персонажа пусть и комедийного плана приводит нас в результате к личности, погрузившейся в свое одиночество. Жена хоть и есть, но духовный разрыв между супругами велик. И понятно, что в результате своеобразной «исповеди» между героями устанавливается связь гораздо сложнее той, что бывает между любовниками. Теперь Он и Она - понявшие друг друга... друзья. Однако, ключ от квартиры, который Вера дает Федору в финальных сценах спектакля на всякий случай, чтобы у него была возможность придти туда, где его ждут, отнюдь не гарантирует то, что такое место у Федора в жизни будет всегда. Вера обещает поменять замок, если найдет себе кого-нибудь. То ли в шутку, то ли всерьез.
Спектакль «Нашего театра» - это не просто диалог, а длинная скамейка - не просто декорация. Скамейка – это то пространство, в котором герои живут – они страстно обнимаются, целуются, плачут и смеются, бьют друг друга от злобы, обиды и недоверия. Они танцуют! Представляют, как будут плавать в речке. Лежат рядом, думая о совместном же утреннем пробуждении.
Доступным языком была изложена пьеса А. Гельмана зрителю. И тот с благодарностью воспринял эту работу театра.
ОКСАНА ПОЛУНИЧЕВА
|
|