Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


Сайт VOrle.ru, 6 июня 2011 г.


ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ОРЛЕ: "НОВЫЕ ИГРЫ НОВЫХ ЛЮДЕЙ"


    В Орле проходит второй международный фестиваль камерных и моно спектаклей "Ludi". Интересные работы, встречи с актерами и режиссерами, обсуждения... Фестиваль завладел Орлом и изменил обычный распорядок нашей жизни. Это целая неделя, которая не похожа ни на одну другую. Это театральная жизнь, в которую все погрузились с головой, и мы, позабыв обо всех проблемах и делах, снова спешим в театр, чтобы посвятить ему еще один вечер. Еще один незабываемый вечер.
    Открылся фестиваль в пятницу, 3 июня. В преддверии этого события состоялась пресс-конференция, на которой журналистам были представлены члены жюри. Многие из них уже знакомы орловцам по прошлому году (Нина Мазур, Мария Танана, Александр Бармак, Александр Иняхин), но есть и новые лица (театральный критик, автор радиопрограмм Майя Романова). А возглавила эту команду кандидат искусствоведения, заведующая кабинетом критики Союза Театральных деятелей РФ Элеонора Макарова. Все они в один голос твердили, что принять участие в новом фестивале — это большая честь и радость. Многие отметили, что география фестиваля в этом году расширилась, афиша стала интереснее. Ожиданий много, особенно от от орловского театра "Свободное пространство", но подробно рассказывать о них никто не стал, это же жюри. Одни уже видели несколько спектаклей, другим только предстояло познакомиться с этими работами, но все были уверены, что фестиваль пройдет на высшем уровне, будет интересным и запоминающимся, и они оказались, конечно же, правы.
    Открытие 2-го международного фестиваля камерных и моно спектаклей "Ludi" проходило, как и в прошлый раз, торжественно и ярко, с оркестром, выступлениям танцевального коллектива и приветственными речами представителей городской и областной администраций. Но пришедшим в театр "Свободное пространство" просто не терпелось увидеть первый, открывающий фестиваль спектакль, потому что они знали, что это что-то новое и необычное. И оно не заставило себя долго ждать.
    "Класс Бенто Бончева" - комедия идей, работа режиссера Михаила Угарова, который предоставлял Центр драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина. В основу спектакля легло произведение украинского драматурга Максима Курочкина. Многие, наверное, заглянув в афишу фестиваля или специальный буклет, знали о чем спектакль, однако каким он будет, представить было сложно даже после рассказа режиссера. Зрители ожидали увидеть будущее, когда отношения полов ушли в историю, нет ни любви, ни секса, нет абсолютно никаких чувств и симпатий между мужчиной и женщиной. Мы видим сцену без особых декораций, а на ней - несколько молодых людей и девушек. Действие начинается. Но знаете, происходящее, почему-то, сразу вызывает недоверие. Если нет притяжения, влечения, симпатий между мужчинами и женщинами, то почему тогда молодые люди стараются быть вежливыми и галантными, а девушки носят короткие юбки и облегающие платья, для чего и для кого все это?.. Это во-первых, а во-вторых, сразу в начале спектакля происходит знакомство главного героя Бенто с девушкой по имени Санди, и именно поэтому мы ожидаем развития сюжета и отношений. Очень важная вещь: она нечаянно привязала свой велосипед к его велосипеду, за что долго извинялась, но многим зрителям уже становилось понятно, что это не велосипед, а сама себя она к нему привязала надолго. И это в мире, где нет отношений между мужчиной и женщиной? Становится все интереснее...
    Итак, Бенто Бончев - аспирант, занимающийся историей полов. Профессор, которого, кстати, играет сам Михаил Угаров, рассказывает ему о своих исследованиях. Однако, Бенто перестает верить ему, потому что не видит реальных доказательств. Когда-то в юности ему казалось, что и любовь, и страсть, и отношения были. Но с годами он потерял всякую уверенность в этом, и его собственные исследования это подтверждают. Бенто предоставляется возможность вести лекции у студентов, в числе которых и Санди. Только он преподает не предмет профессора, временно запившего, а рассказывает о собственных взглядах, и студенты ему верят. Профессор обо всем узнает, возникает ссора, потом пьянка в парке, после которой Бенто и Санди, как многим показалось, проснулись в одной постели, однако даже не поняли, что с ними произошло...
    Время идет, люди нашли доказательство существования секса и "разбившись на парочки, наверстывают упущенное", позабыв об учебе и работе, и только пара студентов продолжают ходить на лекции Бенто. Проходят еще годы, Бенто выгнали из университета, у Санди растет сын по имени Бенто. Она приходит за помощью к бывшему преподавателю. Санди посещает театральные курсы и желает научиться играть влюбленную женщину, а ведь единственный, кто знает о любви все - это Бончев. Сначала он отказывается помогать, но потом сдается. В итоге — она знаменитая актриса, к которой приходят журналисты, чтобы взять интервью, как раньше приходили к Френку и его возлюбленной (паре, которая на время занимает наше внимание, паре, которая обманывала всех вокруг и пыталась показать настоящую любовь, однако их история оказалась придуманной и закончилась более чем плачевно). Итак, операторы и корреспонденты на месте, микрофоны включены, камеры пишут. Они снимают Санди и Бенто, сидящих рядом, а вокруг бегают дети. Журналисты подозревают, что здесь не только отношения студентки и преподавателя, ученицы и наставника, здесь что-то большее. И мы, зрители, это давно уже поняли. Однако, герои не говорят этого и вряд ли сами понимают, что же с ними произошло. Вернее, что Санди привязана к Бенто, было ясно давно, а вот ответ Бенто: "Мы просто много репетируем" на вопрос о том, почему у Санди так хорошо получается играть любовь, просто убивает. Он даже не знает, как появились их дети... Печально.
    Вроде бы, мы понимаем, что любовь вернулась на землю, однако в финале спектакля ожидаем увидеть и услышать другое. Хотелось бы услышать, как Бенто признается, что он был не прав, как говорит Санди, что его жизнь не имеет без нее смысла, носит ее на руках, целует... Но мы этого не увидим. А может быть, Бенто все прекрасно понимает, но не хочет предавать свою теорию, поэтому любовь прячет очень глубоко? Или просто не хочет, назвав вещи своими именами, потерять ее и испортить?..
    А все равно не верится. Не верится в то, что любви нет, нет отношений. Так не будет ни в будущем, и сейчас не так, хотя режиссер утверждает именно это. Ради чего тогда живут люди? Ради денег, карьеры, развлечений, ради себя? Нет, не верится... Любовь есть и будет, только ее надо беречь, надо поменять местами ценности, надо понять, что дороже ее нет ничего не земле. И пусть создатели спектакля меня не убедили, но хочется выразить им огромную благодарность за то, что они показали интересную работу и предостерегли нас, дали возможность увидеть возможный вариант развития событий в том случае, если любви и отношениям будет уделяться так мало внимания, натолкнули на размышления о жизни, современном обществе, о людях, в сердцах которых еще, кажется, еще есть место для любви, однако как они им распорядятся, зависит только от них.

ЛИЛИЯ ЛУЩЕНКО