|
НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ ЮНОСТИ
Моноспектакль «Письмо незнакомки» в исполнении актрисы Марии Синяевой покоряет зрителей непосредственностью и честностью, с которыми произносится этот проникновенный монолог. Перед нами история жизни и любви женщины, очень простая и наполненная трагизмом. Спектакль построен по принципу обрамления. Девушка рассказывает история письма, полученного известным писателем в свой день рождения. Первые же ее слова: «А вы когда-нибудь испытывали любовь?» - вызывают у зрителей желание ответить ей. Весь последующий спектакль – это отсеет на вопрос, существует ли настоящая любовь.
Основной цвет первых сцен спектакля – серый. Серое платье героини, три серых жестяных полосы, свисающих сверху, кусок серой жести внизу. И в обрамлении этого безутешно серого цвета – светлое, искреннее лицо, покоряющее с первого взгляда. Актриса показывает всю историю любви своей героини, начиная с самого ее зарождения в 13 лет и до смерти. Изображая девочку, Мария Синяева надевает белую кофточку, и ее лицо тут же озаряется детским светом, светом первой любви. Для более наглядного, выпуклого показа происходившего актриса использует рисование мелом на листах жести. Так появляются на них двери квартир, где жили девочка с мамой и сосед – молодой писатель, номера квартир: 12 и 11, дверной глазок, ручка двери соседа. Такая четкая проработка деталей прибавляет рассказу искренности. Это как будто незамутненные слои памяти, раскрывающейся перед нами. Изображая переезд, девушка медленно стирает нарисованное с жести.
Проходит два года. Актриса снимает детскую кофточку, и это знаменует начало нового периода жизни ее героини. Она возвращается в Вену, целые вечера проводит под окнами своего возлюбленного. Надежда на то, что он узнает ее, быстро развеивается. Это самое большое разочарование в ее еще такой короткой жизни. Зато она вызывает интерес у писателя, и он «дарит» ей три ночи. Страсть актриса изображает с трогательной осторожностью, не привнося ни единой фальшивой или пошлой ноты, что в наши дни, к сожалению, очень редко встретишь. Тонкое отношение к интимным моментам жизни тоже подкупает в игре актрисы.
Один только момент показался мне не совсем естественным. В минуту страстного обращения к Богу, обвинения его в гибели сына, актриса слишком повышает голос. Это не производит надлежащего эффекта, потому что самое горькое, самое больное всегда тихо, если не безмолвно. Она сама уже как бы умерла вместе со своим ребенком. Мертвые не могут кричать. Приглушенный голос в таких моментах воздействует гораздо сильнее, чем громкий. Поэтому последнее, предсмертное признание в любви звучит гораздо более ярко, живо и естественно: актриса говорит о своей любви почти шепотом, и это объяснимо: ведь сейчас она раскрывает свою тайну, самую большую тайну из жизни женщины.
Окончание спектакля практически повторяет начальную сцену. Героиня вновь задает вопрос о любви всем сидящим в зале. Теперь уже ни у кого нет сомнений в том, что настоящая любовь существует. Это доказали нам с силой, экспрессией и непосредственностью юности.
ЗОЯ ДЯКИНА.
|
|