|
Сайт газеты "Просторы России", 3 февраля 2010 г., № 5
МИФОТВОРЧЕСТВО "СВОБОДНОГО ПРОСТРАНСТВА"
В орловском театре «Свободное пространство» - премьера: трагедия Еврипида «Алкеста» в постановке Александра Михайлова.
«Алкеста» - один из самых знаменитых мифов древней Эллады, который не раз перекладывали в драматические произведения самые различные античные авторы - Фриних, Софокл, Акций, Антифан. Но до наших дней миф дошел только благодаря одной сохранившейся трагедии, автором которой является Еврипид. Его текст и был взят Александром Михайловым за основу нового спектакля, который он поставил в жанре музыкальной драмы.
Сюжет. Самый главный бог на Олимпе - Зевс - решил наказать более мелкого бога - Аполлона. И отправил его работать батраком к царю Адмету. Тот относился к Аполлону, в принципе, довольно неплохо (какой никакой, а все-таки бог) и работой его особенно не загружал. В благодарность Аполлон выторговал у богинь судьбы для царя право отсрочить свою смерть. Но с условием, что в Аид - царство мертвых - спустится вместо Адмета кто-то другой. Когда «пробил час», все отказались заменить Адмета. Даже старые родители. И только молодая жена Алкеста (еще вариант - Алькестида) занимает место мужа в лодке Харона.
Но у древних греков, как в современных американских мелодрамах, все хорошие мифы оптимистичны. Алкесте очень повезло. Как раз в этот момент в гости к царю Адмету заглянул другой бог - Геракл, которому всегда везло на приключения. Решив, что во всей этой истории есть какая-то несправедливость, он отбил царицу у демона смерти и вернул мужу.
Последняя строчка пьесы Еврипида звучит так: «И на этом закончилось дело».
В общем, история о женской самоотверженности и торжестве справедливости.
Спектакль недолгий - чуть более часа. На сцене из декораций - два белых занавеса и несколько блестящих кубов, которые по воле режиссера в течение пьесы превращаются то в скамьи, то в ложе. Зато много игры света, красивой музыки (композитор - Ирина Хрисаниди), хореографии и пластики (балетмейстеры - Олег Николаев и Светлана Щекотихина).
Как отметил на открытой репетиции режиссер Александр Михайлов, жанр музыкальной драмы был выбран для того, чтобы максимально передать дух Древней Греции. Постановки того времени были насыщены песнями и танцами. Это делает спектакль близким как к современной опере и мюзиклу, так и к древнегреческой мистерии.
- «Алкеста» Еврипида ставит перед зрителями много вопросов, касающихся любви, взаимоотношений отцов и детей. Учит семейным ценностям и дружбе, как бы банально это ни звучало, - сказал Александр Михайлов.
ВИТАЛИЯ ПЛАХОВА.
|
|