Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


Сайт "Инфо-Орел", 10 октября 2011 г.

МАКБЕТСКИЕ СТРАСТИ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА «СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО»


                                                    Леди, леди! Вы, как птица,
                                                    Бьётесь на бессонном ложе:
                                                    Триста лет уж вам не спится —
                                                    Мне лет шесть не спится тоже.

                                                    Владислав Ходасевич

    6 октября театр «Свободное Пространство» открыл 35-й сезон спектаклем «Леди Макбет МценскогоУезда» по инсценировке Ярославы Пулинович. Жанр заявлен в репертуаре как трагическая хроника.
    В своей постановке режиссер Владимир Ветрогонов (Санкт-Петербург) постарался подойти как можно ближе к настроению и эмоциональной окраске повести Николая Семёновича Лескова.
     Что это – история любви или история одиночества? Выбранный материал сложный сам по себе, изначально, хотя это говорит скорее в его пользу. Лесков называл свою повесть историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом о сильном и страстном женском характере.
    Главную роль, Катерину Львовну Измайлову, играет Мария Козлова. В исполнении артистки чувственная и решительная барыня получилась образом более чувствительным, пылким, одержимым. Актриса показала героиню практически подневольной собственного чувства, несчастливой, шантажируемой, обманутой, преданной и потерянной молодой женщиной, которая не могла убивать людей «голыми руками». Убивала её страсть.
    Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой, искажённой добродетелью. Страсть рассматривается как ошибочное, искаженное грехом проявления качеств. Важно отметить, что понятие страсть двояко. В православии так называется греховное расположение и навык человека, влекущий его к нарушению заповедей Божьих. Также страсть определяется как страдание, мучение, телесная или душевная боль, обозначает подвига мученичества. И выходит, что Катерина – убийца и жертва одновременно. Она – птица, запутавшаяся в сетях порока, не искушенная высотами милосердия.
    Сергей Козлов, исполняя «плохого, отрицательного героя» Серёжу Калинина, доводит зрителей до исступления, появляясь в начале змеем-искусителем, а во втором акте эдаким двуликим Янусом, распрыскивающим кисло-горький яд. Сергей Калинин – подстрекатель беды. Тем не менее, можно заметить, что сидящие внутри лесковского Сереженьки зло, желчь ненависти и лицемерия, разъедают героя изнутри и ничего, кроме боли и смертельной досады, не приносят. Он подобен Танталу, стоящему по горло в воде и не способному утолить дикую жажду.
    Особым действующим лицом в спектакле выступает следователь Терентий Павлович, роль которого исполняет Сергей Пузырев (сценическое действо с первых минут построено как судебное разбирательство). Следователь Сергея – персонаж, чрезвычайно важный в спектакле, он устанавливает отношение к происходящему с первых минут действия. Вспомните, как присяжный, которого играл Сергей Маковецкий в фильме «Двенадцать», в обвиняемом способен увидеть прежде всего человека. Так и здесь следователь Терентий Павлович проникается положением героини, стремится понять положение презренной и уничтоженной женщины. Кроме того, во втором акте наш Терентий открывается как натура художественно одаренная, ищущая себя. Страсть к творчеству – не такая суровая и губительная, как любовная – на какой-то момент отнимает у героя интерес к реальной жизни. И всё же это увлечение написанием романа – вполне здоровое поведение, потому как потребность в творчестве не разрушает, а позволяет человеку созидать окружающий мир и предостерегать от ошибок и падений тех, кто оказался под властью сокрушительных чувств.
     Персонажи Елены Симоновой (играет Сонетку) и Натальи Билык (исполняет роль Кати, горничной следователя) привнесли в общую мрачную картину весьма оживляющие, сочные штрихи.
    Художник Александр Храмцов (Санкт-Петербург) не перегружает сценическое пространство излишними декорациями и обыгрывает одни и те же предметы. Железные двери тюремных камер, они же – окна, они же – борт корабля, сумеречный свет и холодящие звуки – распространяют брутально-фатальную атмосферу и, соответственно, не предвещают ничего хорошего.
    Серьезный спектакль - не средство развлечения, а способ рефлексии и самоисцеления. Зрители, в числе которых были мэр Орла Виктора Сафьянова, писатель Владимир Ермаков, члены жюри художественной выставки-конкурса «Запечатленный ангел», филологи, долго аплодировали в благодарность творческой труппе. А вы, если не успели на премьеру, можете увидеть спектакль 22 октября или в течение наступившего творческого сезона.

АННА ДУЛЕВСКАЯ