Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


Сайт "Инфо-Орел", 26 ноября 2010 г.

КАКИМ КЛЮЧОМ ОТКРЫТЬ ПУШКИНА:
РЕЖИССЕР ГЕННАДИЙ ТРОСТЯНЕЦКИЙ О ПОСТАНОВКЕ
«МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ»


Геннадий Тростянецкий о возможностях «жизнеподобного» и «другого» театра

- Как ставить Пушкина? - Как Брехта!!!

    В декабре на сцене театра «Свободное пространство» орловский зритель увидит – спустя 13 лет - вторую редакцию спектакля «Маленькие трагедии» режиссёра Г.Р. Тростянецкого.

    Вторая редакция «Маленьких трагедий»

    Геннадий Рафаилович Тростянецкий, известный режиссёр из Санкт-Петербурга, лауреат Государственной премии, ученик Г.А.Товстоногова, не первый год сотрудничает с орловским театром «Свободное пространство». На этой сцене он поставил пять спектаклей: «Господин де Пурсоньяк», «Любовью не шутят», «Ночь» «Белое на чёрном», и.. «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.
    Премьера спектакля «Маленькие трагедии» Геннадия Тростянецкого в «Свободном пространстве» была приурочена к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Спектакль тогда имел большой успех: его видел не только Орёл – он блистал на двух крупнейших сценах страны – в Москве и Санкт-Петербурге. Постановка получила признание и простых зрителей, и известных пушкинистов. Но при этом быстро пропала из репертуара. Почему? Так случилось, что «выпали», ушли из труппы играющие актёры, бывшие причиной спектакля, рассказывает Тростянецкий. И вот, волею обстоятельств, удалось вернуться к «Маленьким трагедиям», чтобы сделать их вторую редакцию, переосмыслить собственную задумку.

    "Нам помешала фраза: «Пушкин – это наше всё»"

    Переосмыслить – это значит подать пушкинское произведение в ином свете.
    «Когда я сделал новеллу «Моцарт и Сальери», понял, что в этом ключе нужно делать и остальные новеллы, – поясняет Геннадий Тростянецкий. – Но в тот момент было уже поздно, чтобы вернуться и что-то откорректировать. И это одна из причин, почему я возвращаюсь к этой работе сейчас. Мы задали себе вопрос: почему в России есть театр Островского, театр Гоголя, можно даже сказать, есть театр Чехова, а вот театра Пушкина у нас нет? Дело в том, что Пушкина как драматурга открывают ключом психологического, бытоподобного театра. На самом деле, каждый театр психологический, учитывая, что «психо» – в переводе «душа». Если театр не душевный, он никому не нужен. А вот что касается жизнеподобия, это абсолютно неверно. Откройте статью Александра Сергеевича о театре, где он пишет: мол, какое может быть правдоподобие в зале, разделенном на две половины, где одна делает вид, что не замечает другую?! Значит, необходим иной подход, другой принцип».
    Нам сильно помешала фраза «Пушкин – это наше всё», уверен Геннадий Рафаилович. Сегодня многими людьми движет «коллективное бессознательное», общепризнанные мифы. Из-за этого мы мыслим стереотипно, не видим в Пушкине то, что на самом деле в нём есть. Пушкин ведь всегда видит явление в его противоречии. Писатель сталкивает противоборствующие явления, что читается даже в самой структуре текста, замечает Геннадий Рафаилович, в таких его элементах, как заглавия, например: Рыцарь - но скупой, Гость - но каменный, Пир - но во время чумы... Хотя многие пушкинисты просто не замечают того, как структурно пишет классик, но не замечать этого - всё равно что не знать Пушкина.

    Ключи для Пушкина

    Идею в тексте зачастую найти трудно, но возможно. Однако главный вопрос - каким способом это сделать, представить зрителю? Идею можно вытащить только особым способом игры, в этом и состоит профессия режиссера, рассуждает Геннадий Рафаилович.
    Ключ, которым режиссёр-постановщик «Маленьких трагедий» открыл для себя и открывает для нас А.С. Пушкина, кроется, по его мнению, в новелле «Моцарт и Сальери». В ней, считает режиссёр, заложен миф о Пьеро и Арлекине, о двух половинках одного существа. Идеальным средством для выражения этого противоречия и двуединства, для решения феномена Пушкина, будет площадной, балаганный, театр, театр маски. «Маска – это всегда очень мощный концентрированный тип человека», – заявляет Тростянецкий.
    Известно, что в новой постановке роль Моцарта по-прежнему исполняет Маргарита Рыжикова. Кстати, любопытный факт: когда распределяли роли для спектакля ещё в первой редакции, Рыжикову Тростянецкий выбрал, что называется «методом тыка», и был сам удивлён воле провидения - оказалось, что Маргарита знала партию Моцарта наизусть. Партию Дон Гуана в новелле «Каменный гость» исполнит Михаил Артемьев. Премьера спектакля «Маленькие трагедии» состоится 10 декабря, в театре «Свободное пространство».


ИРИНА КРАХМАЛЕВА.