|
Сайт VOrle.ru, 7 июня 2011 г.
ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ В СПЕКТАКЛЯХ ФЕСТИВАЛЯ "LUDI"
В самом разгаре второй международный фестиваль камерных и моно спектаклей "Ludi". Орловские зрители уже увидели несколько спектаклей. Столько интересных историй и героев, что просто не терпится о поделиться впечатлениями.
Одним из первых спектаклей, который смогли увидеть зрители в рамках второго международного фестиваля камерных и моно спектаклей "Ludi", был спектакль "Коба". Это история друга Сталина — Фудзи, который делится с нами своими воспоминаниями. А написал ее небезызвестный историк, исследователь и писатель Эдвард Радзинский.
Итак, в темную комнату заходит пожилой человек, вкручивает лампочку, заваривает чай и начинает вспоминать детство, юность и взрослые годы. Он часто смотрит в глаза зрителям, а они видят в его глазах и любовь, и боль, и страдание, и преданность, и восхищение, и страх. Сильно, эмоционально, потрясающе. Когда столько могут передать глаза актера, зачем слова? А слова затем, чтобы мы знали правду. Хотя сейчас столько историй рассказано, столько книг написано о Сталине, что ничему уже не приходится удивляться. Но спектакль удивляет. Во-первых, силой актерского мастерства, талантом режиссера, а во-вторых, заставляет нас самих заглянуть в глубь своей души, найти отголоски тех чувств, которые мы, возможно, тоже от всех прячем.
Да, мы, люди - слабые существа, но далеко не каждый в этом признается, а герой спектакля признается и рассказывает все как есть. Как уважал Сталина, как гордился им, когда они дружили, делили один кусок хлеба, одну кровать, а потом свершили все-таки эту революцию, как боялся его, когда Сталин начал расправляться со своими близкими друзьями, как ненавидел его за это, как жил в ужасе и ждал своего последнего часа. Но Сталин его пощадил, всего лишь отправил в тюрьму. И после нескольких лет унижений и страданий, любовь Фудзи к Сталину не исчезла. Он прошел новые испытания, говорил с ним, пел и пил, и даже заглянул в глаза вождю, который был великим, но в то же время очень жестоким человеком. Спектакль не просто открывает новые стороны известных личностей, он заставляет нас иначе взглянуть на человеческие отношения и чувства, суть которых пока еще не разгадана нами до конца.
Следующим спектаклем, который увидели зрители, был "Вечер". Он мог быть уже знаком орловцам, ведь в этом году его поставили на сцене муниципального театра "Русский стиль", который как раз именно им открывал театральный сезон. Его герои - два деда (Мультик и Гастрит) и женщина по имени Ганна. Их молодость давно стала историей, дети выросли и живут своей жизнью, не слишком много внимания уделяя родителям, которые только об этом и мечтают. Ганна с Василем (Мультиком) дружат и помогают друг другу, ведь заботы и хлопоты у них одинаковые, то есть одни на двоих, одинаковые и переживания - все о детях. Но вместе эти люди почему-то не живут, хотя могли бы. Гастрит – вредный дедок, пытающийся отравить жизнь другим, но все-таки, вызывает чувство жалости у зрителя, ведь он бесконечно одинок и несчастен. Постепенно мы узнаем их истории. Мы вместе с ними переживаем, любим, страдаем, грустим и раскаиваемся...
Этим спектаклем его создатели решили показать нравственную суть проблемы умирающей деревни. А что или кто может ее спасти? Наверное те, у кого жива душа, кто ценит своих близких, помнит свои корни, дорожит историей своей семьи и родины. А много ли таких осталось и хватит ли их, чтобы спасти все российские деревни?
Другие, не менее значимые проблемы поднимались в музакально-поэтической исповеди "Александр Вертинский. Бал господень", которая была посвящена жизни и творчеству Александра Николаевича Вертинского — русского эстрадного артиста, киноактёра, композитора, поэта и певца. Сыграл его талантливейший, и гениальный, по-другому не назовешь, актер кишеневского театра Юрий Андрющенко. Прекрасная внешность, великолепный голос, выразительные глаза... Он рассказывал и пел, пел и рассказывал. О том, как начинал свой путь Вертинский, как пришла к нему слава и что ему пришлось пережить до нее, как он размышлял, сочинял, как сам оценивал свое творчество, как собирал полные залы в России, как скитался по миру, как встречался с разными интересными и известными людьми, как обзавелся семьей и вернулся на родину, на которой его уже никто не ждал. Нет, вернее зритель его по-прежнему любил, вот только верхушка общества, власть, почему-то признавать не хотела.
Весь спектакль пронизывает вопрос: "Где лучше?" и звучит печальный ответ: "Где нас нет". Да, все время грустные ответы и размышления, даже украшения сцены - печальные театральные маски и костюмы Пьеро, в которых выступал артист. Хотя Вертинский и был на вершине славы, его любили, боготворили, он добился того, чего хотел, а история все-таки получилась грустной. Герой сам себе задает вопросы о том, нужна ли эта слава, в чем счастье, что дает это служение искусству и о многом другом. Поклонники по всему миру, цветы и несмолкающие аплодисменты... Разве не об этом мечтают творческие люди? Наверное. Но это не значит, что им не о чем грустить, что они не одиноки и по-настоящему счастливы. Слова героя о родине пронизывают сердце болью. Он не мог без родины и это было, как Вертинский считал сам, его наказанием.
Спектакль производит неизгладимое впечатление, которое на самом деле очень трудно описать словами. Игра великолепного актера заслуживает высших похвал, и смею предположить, если не гран-при, то какую-то другую награду от жюри фестиваля он точно получит. Можно даже не знать, кто такой Вертинский, а увидеть этот спектакль и понять все. В этом великая сила бесконечного таланта настоящего актера, актера с большой буквы.
ЛИЛИЯ ЛУЩЕНКО
|
|