Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


ФЕСТИВАЛЬ «LUDI». ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
ХАРЬКОВ «РАСПАХНУЛ» «ДВЕРИ».


    Распахнул, чтобы зритель стал свидетелем «Невероятного происшествия комедийно-философского и детективно-мистического толка».
    Именно так охарактеризовал свое творение по мотивам пьесы Луиджи Лунари «Трое на качелях» режиссер Игорь Ладенко, представляющий на 1-м Международном Фестивале камерных и моноспектаклей «LUDI» Харьковский «Театр 19».     Первый спектакль тогда еще группа студентов актерского и режиссерского факультетов Театрального отделения Харьковского института представила 19 июня 2000 года. Сегодня «Театр 19» - это без преувеличения лидер в негосударственном театральном движении Харькова и всей Украины.
    Надо сказать, орловскому зрителю украинцы уже хорошо знакомы. Тот, кто следит за театральной жизнью в Орле, наверняка помнит, что харьковчане бывали у нас на гастролях и привозили «Любофь» (по пьесе М. Шизгала), «ЧМО» (по пьесе В. Жеребцова) и «Хулия славлю» (по пьесе М. Кулиша).
    Итак, на фестивале моноспектаклей в Орле «Театр 19» представили «ДВЕРИ». Да, многие из нас, конечно, в курсе, что это альтернативный театр, удивительно живой и по-настоящему современный, в котором играет замечательный актерский ансамбль... Но чтобы настолько!..
    Передать свои ощущения от увиденного лучше всего так. Представьте: сидите вы на краешке стула, вникая в сценическое действо. Потихоньку втягиваетесь, вдумываетесь, где-то расслабляетесь, где-то, напротив, еще больше сосредотачиваетесь - ерзаете на стуле. Потом начинаете вникать, да-да, распутываете всю эту смысловую сеть, что сплели у вас на глазах, невольно начинаете устраиваться на своем стуле удобнее - ну вам ведь уже понятен порядок вещей. Успокаиваетесь - эх, хорошо сижу. И тут - как выдернут из-под вас этот самый стул! И все ваши догадки и убежденность как разлетятся по сторонам!..
    Итак, на сцене только двери и стулья. По очереди - каждый из своей двери - выходят герои: Командор (Олег Дидык), Капитан (Сергей Листунов), Профессор (Юрий Николаенко).
    С места в карьер – персонажи и вы брошены в омут загадок и странных явлений. Командор прибыл на свидание, Капитан пришел на деловую встречу с директором фирмы, Профессор наведался за своей рукописью в издательство. Только как же так вышло, что все трое оказались в ОДНОМ месте? Почему пересеклись в одной точке пространства, если адреса, по которым они должны были оказаться, у всех разные? Что это за кутерьма с «триединым адресом»? Мистика какая-то. И какое это вообще пространство из трех возможных вариантов - фирма, пансион или издательство? На этот вопрос герои решительно не могут ответить.
    Это еще ничего. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляется Женщина, в халате, на голове - бигуди с платком, в руках - тряпка. Она начинает протирать стулья. При этом действие останавливается. Женщина уходит - диалог начинается с того места, с какого прервался.
    Подумаешь! Кто это заметил? Разве что зритель. Так. Нужно все-таки достигнуть цели - дойти, куда собирались. Войти в дверь можно. А выйти? У каждого из троицы получается открыть только одну дверь – «свою». В комнате, между делом, обнаруживается холодильник, в котором каждый находит то, что искал. Волшебство? Ну почему же! Все объяснимо. Особенно если рядом Профессор. Логика у него, что называется, «железная». Даже присутствие горячего (!) шоколада в холодильнике он может убедительно обосновать. Этот феномен, уверяет Профессор, описан еще Шопенгауэром: мир есть представление, где каждый видит только то, что его интересует. Стоп! А что в помещении делает телефонный справочник... Сингапура? Откуда и для чего он?.. Даже погода что-то не то «шепчет»: у одного героя за окном ярко светит солнце, у другого - проливной дождь...
    Оказавшись в замкнутом пространстве, люди начинают придумывать, чем себя занять. Вдобавок в этот день проходят учения по гражданской обороне, объявлена тревога – так что всем сидеть и не высовываться!
    Расслабленный, совершивший обряд омовения собственных ног, Капитан полон оптимизма. Он возьми да и выдай… нет, не военную тайну, а всего лишь порцию «фирменного казарменного юмора». И тут зал – уж не знаю на сколько минут – заливается дружным смехом. Сергей Листунов просто мастерски рассказывает анекдот, такой длинный, такой обычно не любимый всеми из-за своей бесконечности, похожий на «басню» или даже «притчу». Но как он это делает! Он держит весь зал, заставляет искренне и громко хохотать, потому что это действительно смешно. Похоже, мы смотрим чистой воды комедию - вмиг забывается вся эта мистика, все эти странности – нас полностью захватывает смеховая стихия. Браво, вот это мастерство!
    Но вот рассказчика сменяет пессимистично настроенный Командор. Он выдает свою притчу – о корабле, на котором плывут умершие. Трио начинает думать, что, возможно, с ними произошло худшее - они умерли и попали в «адскую ловушку между жизнью и смертью на таможне по дороге на тот свет». Становится страшно и смешно одновременно: «Я умираю в первый раз – у меня нет никакого опыта», - говорит один. «Не могу утверждать обратное – поживем-увидим», - отвечает другой. Мысли о конце света и грядущем Страшном суде потихоньку завладевают персонажами. К тому же, история о корабле беззвучно повторяется Женщиной, которая существует на сцене параллельно Командору. Опять загадка… То ли еще будет!
    Во втором действии герои обнаруживают свои имена в том зловещем справочнике Сингапура. Потом появляется Она. Женщина, по ее словам, приходит, чтобы «навести порядок». Раньше, в обычных условиях, все трое могли быть атеистами. Но только не сейчас! В каждом движении, жесте и реплике «смелые мужчины» ищут эсхатологический смысл. И находят! Ну а что бы подумали вы, если бы вам предъявили шестидневный рабочий график, рассказали про единственного сына, который несет крест и у которого отец был плотником... Ну чем не намек на «евангельское прошлое»?
    Господи, да кто же она? Святой Дух или уборщица? Или УМНАЯ уборщица (ее слова: «Не было бы счастья, да тревога помогла. Счастье само плывет в руки. Пока плывет – пускай плывет», - герои интерпретируют как цитаты из библейских текстов)? Отвага не покидает наших храбрецов, но на всякий случай - лучше уж подстраховаться - они предлагают ей помощь: тщательно убирают пыль и усердно протирают тряпкой окна. Выход должен быть: можно попытаться договориться. С кем угодно. Хоть с самим Господом, хоть с его посланниками. Еще все можно поправить, нужно для начала исповедаться и больше не совершать того, что называют грехом. Например, перестать уклоняться от уплаты налогов.
    А что же «уборщица»? Она вдруг исчезает и возвращается - уже причесанная и без халата. Красивая, с длинными волосами, в обтягивающем атласном платье красного цвета («сын подарил»), вдруг исполняет удивительный пластический танец. И завораживает своими чарами и актеров, и зрителей. Потом так же неожиданно свой танец завершает, благодарит Капитана, Профессора и Командора за помощь. И ... уходит. - Постойте. А справочник? - Какой справочник? Это не мое. - Справочник Сингапура! - Вот ему и отдайте!..
    Бывает же. Вы вслед за актерами просыпаетесь от наваждения. Те рады, что избежали смерти и Страшного суда, довольны, что славно провели время, только испытывают легкую досаду из-за того, что «так ни к чему и не пришли». Как все произошедшее можно объяснить? Во время «исповеди» ломается стул, но логика Профессора прочна и надежна: «Стул мог сломаться, если на нем стоишь, а не сидишь».
    А что скажет зритель? Вам, может быть, все еще недостоточно убежденности интеллигента и веры Капитана в то, что каких-то «двойных мнений» по одному вопросу быть не может. Но вы-то уж точно сидели на своем стуле. И загадку, определенно, решили - сами же все видели. У страха глаза велики, особенно если увидишь умную уборщицу.
    А как вам такое? Троица расходится - каждый спешит по своему адресу, выходит - на всякий случай - в свою дверь. И - раз, ловушка захлопнулась: все трое безнадежно пропадают, двери навсегда закрываются.
    Отчаяние, руками еще хочется зацепиться за этот мир - режиссер талантливо изображает в своих скупых декорациях движения-конвульсии героев. Послесловие. Из этих же дверей выходит Она, красивая и спокойная. Отбрасывает швабру (уборщица?!!) и удаляется со сцены - гордая, неумолимая, без тени эмоций на лице.
    К такому финалу, который принято называть открытым, вряд ли кто-то был готов. И вы - больше всего. Лихорадочно начинаете соображать: что удалось узнать о ней за эти три часа, где, в какой сцене, она себя выдала. И кто Она, наконец? Возмездие, судьба? Мысль, которую человек тщится «приручить» и которая может в любой момент его же и обмануть (вспомните произведения Леонида Андреева). Вот тебе и непрочность бытия и сознания. Очередное многоточие вместо предполагаемой точки.
    Работа харьковского театра произвела на многих неизгладимое впечатление. Об этом можно было судить по реакции зала, по оставленным на специальном щите отзывам. Жюри 1-го Международного Фестиваля камерных и моноспектаклей «LUDI» отметило талантливую игру актеров «Театра 19» в номинации «Лучший актерский ансамбль».



ИРИНА КРАХМАЛЕВА.