Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 


«ГЕННАДИЙ ТРОСТЯНЕЦКИЙ - ПОЭТ РОССИЙСКОГО ТЕАТРА»


    2 октября в Малом зале лауреат Государственной премии СССР, известный российский театральный режиссер Геннадий Рафаилович Тростянецкий встречался с молодежью из Клуба друзей театра «Свободное пространство». Сказать, что он гость в Орле будет не совсем верно. Уже почти 15 лет Г. Тростянецкого связывает с театром настоящая творческая и просто человеческая дружба. «Господин де Пурсоньяк» по Мольеру, «Маленькие трагедии» Пушкина, «Ночь» по А. Стасюку, «Любовью не шутят» по пьесе А.де Мюссе…Все спектакли, поставленные Геннадием Рафаиловичем в Орле, а также в Петербурге, Москве, Омске, Красноярске, в других городах России и за рубежом наполнены высокими эмоциями, поэтическим мироощущением – замечательными качествами души этого интереснейшего, доброго человека, живущего болями, заботами, радостями и горестями своей страны, своего Времени. Он имеет право повторить вслед за Флобером: «Мадам Бовари – это я». Потому что ставит спектакли о том, что его волнует, чем живет, (как бы и о себе тоже), глубоко проникая в авторские замыслы драматургов и писателей. Он ищет и находит в литературе и драматургии (а не в «драмодельных» поделках) те болевые точки, которые чувствует он сам и многие наши современники. Волнение свое умеет передать на сцене всеми доступными ему средствами художественной выразительности. Артисты, заряженные его творческой энергетикой, творят чудеса. Они всегда правдивы, эмоциональны, искренни, их роли в спектаклях Тростянецкого не похожи на работы в других спектаклях иных режиссеров.
    Как рождается замысел спектакля? Как вынашивается? Через какие мысли и чувства проникает режиссер в глубины мировой классики? Каким он видит ( и даже слышит) Шекспира и Пушкина? Обо всем этом шла речь на встрече. Диалог с молодежью продолжался почти три часа. Скуке здесь было не место. Режиссер предельно искренне поделился с аудиторией тем, чем он живет каждую минуту своей многолетней деятельности. А я сидел в маленьком зале и вспоминал 1987 год, когда приехавший в Красноярск театр имени Моссовета показал премьеру спектакля по повести В. П. Астафьева «Печальный детектив» с Виталием Соломиным в главной роли милиционера Леонида Сошнина. Представьте себе: открывается занавес. На сцене – кладбищенские оградки, за которыми сидят «покойники». Они встают вместе с оградками, передвигаясь почти к самой авансцене и как-то по-бытовому просто, буднично рассказывают о том, как умирали от рук убийц. Впечатление удивительное! Виталий Соломин в роли Сошнина предстал перед нами почти как трагедийный герой – только без ложного пафоса и пластических эффектов. Еще одна метафора: местный чиновник (Л. Ефтифьев) вдруг взмывает вверх, его черный плащ растягивается, превращаясь в «пьедестал» для огромной живой статуи Великого Ничтожества Чиновника и Бюрократа – неистребимого и вечного в России. Господи, да подобных впечатляющих метафор рассыпано по всем постановкам Тростянецкого огромное количество А его гениальная находка – сделать «Моцарта и Сальери» трагикомическим, клоунским, где оба персонажа предстают перед нами в белых масках и светлых «арлекинских» костюмах (М. Рыжикова - Моцарт, И. Черкашин - Сальери). Трудно передать словами мизансценическую и интонационную партитуры этого уникального театрального действа. Люди, не стесняясь, плакали, сопереживая пушкинским героям, явленным нам почти в варианте площадного балагана.
     Этот спектакль, по всей вероятности, будет в Орле восстановлен. А сейчас к 15 октября Г.Р.Тростянецкий готовит нам спектакль «Белым по черному» по книге инвалида детства, ныне лауреата премии «Букер» Рубена Гальего. Здесь мы увидим, как жили и страдали в приютах для больных церебральным параличом детей сам Гальего и его товарищи и друзья по несчастью. Впрочем, это не автобиография «советского испанца» Р. Гальего о каверзах «брежневской эпохи». В сценической версии будут смех и слезы, трагедия и шутка, и как всегда – поэзия, чистая и возвышенная, без которой Тростянецкий был бы кем-то другим, а не самим собой. Артисты, прежде чем начать репетиции, показали сделанные ими самостоятельно этюды по книге. Они полны глубоким состраданием к маленьким инвалидам и их судьбам. Не пропустите, друзья, этой постановки.


ВИКТОР ЕВГРАФОВ.