|
|
|
|
|
|
|
ПОЛОТНО, ИЗ КОТОРОГО СОТКАНА ЖИЗНЬ
В день открытия фестиваля Республиканский театр современной белорусской драматургии (Минск) представил зрителям историю человеческой жизни. Спектакль «Три Жизели» поставлен по пьесе А.Курейчика в 2012 году и представляет собой повествование, основанное на реальных фактах биографии француженки Жизели Купес, жизнь которой оказалась теснейшим образом связана с небольшой белорусской деревней. Это необычный спектакль, через который красной нитью проходит сравнение возраста человека с ежегодной сменой сезонов. Для того, чтобы акцентировать свое сравнение, режиссер не ограничился лирической прозаической вставкой, озвучивающей его. роль Жизели исполняют три актрисы: Жизель в юности, зрелости и старости.
Нашим глазам предстают три временных пласта и множество различных мест: это и 1940 год в Париже, где юная, романтичная и мечтательная фантазерка Жизель отмечает свое 17-летие; и 40-е годы в Нормандии, где героиня была военной медсестрой, и конец 50-х в белорусской деревне, и, наконец, 1993 год. Интересно сценическое решение спектакля, благодаря которому нет необходимости в перемене декораций. Сцена визуально поделена на несколько частей. В глубине – комната постаревшей Жизели 1993 года, с небольшим столиком и телефоном. Ступенью ниже, ближе к зрителям – деревенский дом Жизели 1957 года, Жизели зрелой. Это пространство значительно шире. Но самое широкое пространство относится к юности героини, проведенной в доме родителей в Париже. Три возраста, три жизненных состояния, три разных по площади и масштабу пространства, перетекающие друг в друга… Таков геометрический силуэт человеческой судьбы: широкое пространство (пространство без границ), открывающееся перед юностью, постепенно сужается; но при этом, проходя через множество испытаний, душа взрослеет и занимает более высокую позицию – вершину треугольника…
Указание на время и место действия содержится и в игре световой палитры. Сцену освещают то фонари парижского бульвара, то мигающая лампочка дома Купес, то лампа деревенского дома Жизели, то покосившийся фонарь. Объединив на одной сцене Францию и Белоруссию, режиссер показывает тонкую взаимосвязь между людьми разных поколений и стран. Судьбы героев переплетаются, создавая ощущение бесконечно создаваемого на ткацком станке полотна – как и в реальной жизни каждого из нас.
Необыкновенная судьба Жизели, полная испытаний и боли, ставится едва ли не в центр мироздания. Вот перед нами юная Жизель, полная надежд и мечтаний, открывшая для себя любовь к начинающему журналисту Франсуа. Идет война, но она так далека от 17-летней девушки, как только может быть далек целый мир от того, кто впервые влюблен. Вот по стечению обстоятельств, пытаясь сменить лампочку, Франсуа гибнет от удара током – и Жизель меняется, надевая черную накидку поверх нежного белого платья. Вот героиня собирает чемодан, чтобы ехать в Нормандию, куда приглашают добровольцев. А вот – ее знакомство с будущим мужем, русским солдатом Сергеем. Этот диалог двух людей, говорящих на разных языках, но пытающихся понять друг друга, необыкновенно естественен и трогателен. Или попытка Жизели вернуться во Францию вместе с дочерью Виктуар после измены мужа. В этой сцене передана вся боль женщины, у которой пытаются отнять ее ребенка. А вот – телефонный звонок и сообщение о том, что героине назначают французскую пенсию ветерана войны и предложение поехать во Францию вместе с повзрослевшей и, увы, спивающейся дочерью. Одна из трогательных сцен спектакля – разговор Жизели с ее сестрой Анной по телефону через 50 с лишним лет после расставания. Постаревшая Жизель, почти забывшая за эти годы родную речь, беседует с невидимой ей Анной, и видит перед собой ту же юную девушку, которая когда-то, в 1940-м году, подарила ей на день рождения духи. У сестры появились внуки, есть даже правнук, но для героини она прежняя – как символ давно и безвозвратно ушедшей молодости.
В настоящем, когда появилась такая возможность, Жизель отказывается вернуться во Францию. На сцене остаются все три Жизели, но на первый план выходит постаревшая. Именно она, прошедшая жизнь, и становится главной героиней. Она в очередной раз раскрывает шкатулку своей памяти, где хранятся материальные подтверждения того, что прошлое не приснилось ей. Это старая фотография, синяя лампочка (та самая, на которую погибший Франсуа должен был сменить перегоревшую), атлас мира с картинками на французском языке, флакончик духов… Жизель открывает флакончик, брызгает духами на себя, соседку, как будто расставаясь с прошлым, прощая покойного мужа Сергея, да и всех, кто когда-либо причинил ей зло. Возраст мудрости – возраст прощения. Жизнь прошла, полная веры и разочарований, отчаяния – и отчаянных же надежд. Что осталось? Воспоминания? Олицетворяющая их шкатулка? Житейский опыт? Или, быть может, горький и трогательный урок для каждого зрителя?
Зоя ДЯКИНА
|
|
|
|
|
|