|
|
|
|
|
|
|
СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ
Мир – поток информации, слов и фраз, обрывков мыслей и посланий, которые предназначались не нам. Мы посылаем в электронно-вербальные дали сигналы, плутающие в пространстве и времени, чтобы однажды они нашли единственного адресата. Но для всех других наше сокровенное, мгновенное, желанное – тоже спам.
Пластический спектакль «Спам» Новгородского театра для детей и молодежи «МАЛЫЙ» (режиссер-постановщик Надежда Алексеева) трудно понять, если ты «не в теме». Мешает тот самый груз информации, которым забита «корзина» сознания. Речь здесь не про электронную, привычную, про паутину совсем другого рода, в которую запутывает нас ритм бешено-безразличной жизни.
Два героя (Алексей Коршунов, Марина Вихрова).
Мужчина и женщина. Он и она.
Мало отличимые друг от друга, потерянные в черном пространстве сцены, – словно марионетки, подвешенные в пустоте. Здесь даже границы найти трудно. Каждый новый шаг – то движение в никуда, то удар в стену. Иногда луч прожектора выхватывает мятущиеся фигуры, застывшие после очередного рывка. Иллюзия спокойствия.
Персонажи действа будто что-то пишут. Неистового, оголтело, безумно. Пытаются оставить послание миру? Вряд ли.
Сейчас герои лишь роботы, которые пугаются и путаются. Символы, иероглифы… Вот они уже без сил. Вот, столкнувшись друг с другом, от неожиданности обретения партнера по вакууму вступают в борьбу. Эта безвоздушная атмосфера пронизана звуками, шумами, скрипами, отголосками, потерянными фразами. Нечаянное отсутствие привычного нескончаемого жужжания давит на уши как сверхчастоты. Но этот миг напоминает, что у звука есть единственный антоним – молчание. В этом молчании и родится стремление поиска. Эта тишина и помогает осознать никчемность услышанного ранее. Все, что создано ДО, чем была заполнена реальность: строки, буквы – впустую!
Слишком долго механицизм заменял логику. Почему поэт, пишущий стихи, должен стирать себе носки, что из этого выйдет? Абсурд и бесцельность.
Надиктованный некой отчаянной домохозяйкой список продуктов… Лекция о времени как философской и физической единице…
Голоса до отвращения «неудобные». (В ролях: Олег Зверев, Алексей Тимофеев, Елена Федорова, Кристина Машевская).
Два героя тонут, задыхаются в хаосе, напрочь лишенном всякой мелодики, сами описывают свое пространство: «это место, где мы есть». А ведь, если разобраться, что, еще нужно? Что еще нужно, чтобы научиться видеть предметы, людей, чувствовать? Просто принять себя, окружающих и мир вокруг, включиться в него.
Луч света в отличие от слепого экрана телевизора не только режет глаза, он приносит прозрение. Заканчивается власть белого шума.
Как трогателен после механики отточенных привычных движений разговор о плюшевом мишке, о детских страхах, попытка персонажей взять друг друга за руку. Это словно первый шаг человека на Луне, словно открытие Америки, словно удивление туземца при виде ярких бус иноземного гостя. Мы забыли, мы все забыли. Потеряли, все потеряли.
Замысел пятидесятиминутного спектакля раскрывает последняя сцена: цель наша - в витринном многообразии и безразличии найти не просто свой «месседж», - обрести себя и увидеть кого-то рядом. После соприкосновения теплых трепетных рук, объятий уже не будешь довольствоваться спамом. Герои находят свое «море в стеклянной банке воды», свою стихию. Учатся плыть вместе, синхронно, посылать Вселенной сигналы в унисон. И, наконец, слышать друг друга. Никого кроме не существует, никто больше не одинок.
Ольга ФРОЛОВА
|
|
|
|
|
|