|
|
|
|
|
|
|
ЛИЧНОСТЬ В МОНОСПЕКТАКЛЕ
Счастье может прийти к человеку неожиданно и в самом неподходящем месте. Даже в больничную палату, где умирает от рака десятилетний мальчик. Драматург Э.Шмитт в своей пьесе «Оскар и розовая дама» рассказал потрясающую историю об Оскаре – мудром и мужественном человеке и его большом друге – пожилой женщине Розе, чьё присутствие скрашивает в больничной палате последние дни жизни ребёнка. Неизлечимо больное дитя пишет письма Богу, разговаривает с ним (как научила Роза) каждый отпущенный ему день, считая за десять лет нормальной жизни, Ситуация чудовищная в своей безнадёжности. Пьеса трагичная и одновременно светлая, не лишённая юмора, написана, как монолог Розы, её воспоминания о тех страшных двенадцати днях, когда она, выдумывая всякие небылицы, была рядом со своим маленьким другом. И Оскар помогал Розе преодолеть тяготы её одиночества.
Пьесу это перевела на русский язык известный театральный критик и переводчик из Москвы Ирина Мягкова (член фестивального жюри). Моноспектакль поставил в Пензенском областном драматическом театре имени А.В. Луначарского заслуженный деятель искусств Бурятии Юрий Александров в партнёрстве с ведущей актрисой этого театра, заслуженной артисткой России Галиной Репной.
…Вот она выходит на сцену в розовой куртке и голубых джинсах. Один взгляд, один жест, одна реплика, и ты, сидя в зале, забываешь о себе. Всё существо этой «розовой дамы» пронизано такими глубокими чувствами, от которых в тебе всё замирает. Артистка Галина Репная предстаёт перед нами в целостном двуединстве Оскара и Розы. Мы видим, слышим, ощущаем самые тонкие психологические вибрации, мы проникаемся болью и (представьте себе) надеждами, а также юмором, мудростью этих двух непохожих друг на друга людей, между которыми возникла истинно родственная связь и которых разлучила смерть, не властная над памятью.
Через исповедальные интонации, тщательно выверенную пластику, своё личное обаяние и огромный талант притягивать к себе сердца зрителей, Галина Репная создаёт (не побоюсь преувеличения) эпохальный моноспектакль, который может стать учебным пособием для студентов театральных вузов, решившихся когда либо попробовать свои силы именно в этом виде театрального искусства – особом, не похожем ни на какие другие сценические проекты.
..У Галины Репной можно (и нужно) поучиться тому, как быть на сцене Личностью, интересной людям разных профессий, возрастов, вкусов. Это качество прежде всего необходимо артисту моноспектакля, чтобы каждый, кто пришёл в зал и глаза в глаза встретился с исполнителем, слился с ним в единое целое.
Без подобного слияния нельзя считать моноспектакль состоявшимся.
Оказывается, в Пензе Галина Репная была первой, кто решился на этот сценический подвиг – выйти в единственном числе на площадку и сделать так, чтобы пространство будто бы «заполнилось» целой группой людей с разными характерами, чьи чувства и переживания поняты и близки, с кем хочется плакать и улыбаться сквозь слёзы. В этом Г.Репной помог не только режиссёр, но и художник Олег Авдонин. На сцене – дверь, под ней лестница (символы переживаемых состояний), по которой поднимается и опускается артистка, проживая перипетии душевных мук и светлых минут Оскара и Розовой Дамы. Бутафорские игрушки – «друзья» Оскара – как бы «оживают» в руках артистки, они тоже персонажи спектакля. Музыкальная драматургия Юрия Трубиньша призвана способствовать созданию необходимого спектаклю настроения. Жаль только, что она выстроена однообразно, на одной мелодии. Здесь использованы не все возможности музыкального звукоряда.
А в итоге, огромное спасибо Пензенскому театру и его корифею – Галине Репной. Несмотря на трагическую суть пьесы и спектакля, опытная и талантливейшая актриса подарил нам радость соприкосновения с живым театральным искусством.
Виктор ЕВГРАФОВ
|
|
|
|
|
|