|
|
|
|
|
|
|
МЕЖДУ КОМЕДИЕЙ И ТРАГЕДИЕЙ
21 апреля в театре Свободное пространство состоялась премьера спектакля «Непорочный брак» по пьесе знаменитого польского драматурга Тадеуша Ружевича, создавшего новое направление в театре 20 века. Проблема важнее жанра и выступает на передний план. Гротеск, шаржевость, вызывающие улыбку, перекликаются с трагичным внутренним состоянием персонажей, казалось бы, безвыходностью положения. Наверное, каждый воспринял спектакль исходя из своего жизненного опыта, но ясно одно, поднята важная тема не только для прошлого, но и для современного поколения. О постановке много говорилось на обсуждении, кто-то затронул тему хамства, так распространённого повсюду, кто-то в комедии увидел трагедию. Мне кажется, это можно воспринять и комедией и трагедией из-за ощущения сложности сложившейся ситуации. А, если копнуть глубже, то хамство или же принятые в обществе, условности, часто никчемные правила, лицемерие взрослого мира - это, всё же, поверхностное проявление того, что происходит внутри у каждого. Две силы в человеке, не всегда осознаваемые до конца, вступающие в противоборство внутри него... Одна сила- почти неуправляемый, хаотический Эрос- назовём её так, другая- пуританство духа, аскетизм, неизбежно просочившийся в жизненный уклад, вкупе с призывающей к развитию духа, но не тела, романтикой, лирикой. Ни одна и ни другая сила, неожиданно проявляясь в жизни на миру, не может победить, но делает людей странными даже в собственных глазах. Спектакль- вопрос, спектакль- задача. Перед современными людьми стоит задача: как привести в гармонию эти две силы, как сделать их безопасными, душевно наполняющими, ведущими к внутреннему развитию.
Поэт, эссеист В.Ермаков в эссе «Об этом… Ну, сами знаете о чём» выводит на суд две крайности: цинизм, «добросовестный ребяческий разврат» и «тотальный зажим чувственности». Обе крайности губительны. А чем же характеризуется настоящая эротика, в которой человек проявляет свои высшие качества? «Эротика, любовная игра природы и культуры…» исходит из глубины, тайны, где «…значимо умолчание, крепко обещание и властно воображение».
Если проникнуть в ткань спектакля, можно обнаружить много тем, перекликающихся с основной. Это и проблема беззащитности женщин и, идущее из переживаний, невротическое желание сменить пол. Ясно одно, сидя на сцене, глаза в глаза с актёрами, а потом, выйдя из зала, зрители начинают размышлять. Смотрят на себя другими глазами, видят мир по-новому, изменяются, становится другими.
ОЛЬГА СОКОВА
|
|
|
|
|
|