Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 





Не хочу быть девочкой!


    Так говорит Бьянка, юная героиня пьесы «Непорочная свадьба», которую в 1973 году написал ныне живущий и здравствующий (ему почти 92) классик польской литературы Тадеуш Ружевич. Пьеса ставилась в театрах многих стран мира. Но своё сценическое воплощение на российской сцене впервые получила в Орле, в театре «Свободное пространство». Режиссёр постановщик – Гжегож Мрувчиньский (Польша). Сценография Карины Автандиловой (Москва). Балетмейтер Светлана Щекотихина. На премьерный показ приехала из Москвы известный российский литератор и переводчик Ксения Старосельская.
Брак без интима.
Вот что это такое - «белый марьяж»: девушка выходит за юношу замуж, и, согласно договорённости, прикоснуться к ней нельзя! Действие пьесы происходит в начале двадцатого века, когда подобные альянсы вошли в моду. Наша Бьянка (артистка Валерия Жилина) «феминистка» поневоле. Просто её отец, мечтавший о сыне, а получивший двух дочерей (заслуженный артист России Валерий Лагоша) воспитал дочь как мальчика. Да и насмотрелась она дома кошмарных для неё сцен с участием похотливых папаши и дедули. Жалеет маму за то, что отец её не любит. Тут ещё и очаровательная сестрёнка Паулина (студентка третьего курса ОГИИК Олеся Балабанова) «достаёт» своими откровенно брутальными разговорами, замашками, подковёрными» интригами. Непросто жить Бьянке. Как противостоять чуждому семенному укладу? Как сохранить своё человеческое достоинство, попираемое «сильным полом»? Об этом и думалось, слушая сложный и многозначный текст пьесы, насыщенный «физиологической лексикой». Приемлема ли она на театральной сцене? Если в режиссёрской интерпретации пьесы присутствуют (заложенные драматургом) ирония и юмор, то да.
Большой вместительный комод – «центр мироздания». Зрителей расположили тремя рядами на стульях здесь же, на сцене, почти вплотную к нему. Лелеемый семейством Бьянки комод - символ обывательско-материального благополучия. Весьма ироничный. Он также (это реалии абсурдистской постановки) поочерёдно служит в спектакле кроватью-альковом, церковной исповедальней (купол с крестом и тюлевой занавеской спускается с высоты на сцену), залом приёма гостей, свадебно-церемониальным холлом и.т.д. Глядя на него, тут же вспоминается пьеса другого польского классика - Г.Запольской - «Мораль пани Дульской», которую, кстати, Т.Ружевич спародировал в «Непорочном браке».
Сцена оформлена также большими холстинами на переднем плане, с весьма ироническими изображениями обнажённых мужчины и женщины, а позади – другие холсты, изображающие их профили. Большой зрительный зал – это сначала «церковное помещение» с едва различимыми в полутьме «скульптурами», католических святых, потом «лесная поляна», где растут большие «грибы», которые «собирают» участники пикника – семейство Бьянки. Дискуссия вокруг одного из таких нетривиальных «грибов» вызывает своим содержанием и смех, и грусть. Костюмы персонажей, пошитые по моде начала двадцатого века, тоже будто бы «впитали» в себя авторскую и режиссёрскую иронию. Так что все условия для того, чтобы играть гротесковую, насыщенную юмором и иронией комедию соблюдены.
Не будь всего этого - со сцены полезла бы вербальная пошлятина. Но сценографическое решение (вкупе со стилизованными под иронию мизансценами) позволили одну за другой раскрывать содержание сюжетных и смысловых «щкатулочек». Да, Бьянка (Валерия Жилина) и её сестричка Паулина (замечательный дебют харизматичной Ольги Балабановой) в своей девичьей кроватке читают в книге о физиологии людей и животных «непристойные» тексты. Но как чисты их лица, как смешны и трогательны подростковые попытки девчушек проникнуть в тайны интимной жизни взрослых. Любвеобильный Дедушка (артист Владимир Крашенинников) мог бы вызвать омерзение, но по детски восторженное лицо , обворожительная откровенность интонации актёра, с какой его персонаж исповедуется в своих плотских прегрешениях, способны ли спровоцировать суровое осуждение зрителей? А милейшая тётушка (артистка Мария Козлова) – упрекнёшь ли её в вульгарности, когда она, не самая счастливая в личной жизни, ( в «кафешантанном» костюме ) лихо, с мощным комедийным зарядом «эротично» танцует на комоде перед ошеломлённым Бьянкиным женихом Беньямином? Папенька, персонаж Валерия Лагоши, с бычьей страстью гоняющийся за Кухаркой (студентка ОГИИК Ольга Чибисова) и Дояркой (артистка Эльвира Узянбаева), – и смешон, и зловещ одновременно. Забавен и романтичный жених Беньямин, читающий замечательные лирические стихи с пафосом, абсолютно неуместным в ситуациях его взаимоотношений с мещанскими родителями Бьянки. Его жаль. А уж возникающую в невинном воображении Бьянки «грязную» картину (на секунду-другую проектор демонстрирует обнажённую мужскую фигуру) только изобразительная ирония спасает от обвинений в непристойности.
Избранный постановщиком жанр – комедия гротеска. Но всё, что происходит на сцене, серьезнее и глубже, драматичнее «смехопанорамы». Каждый из действующих лиц по-своему несчастен. Страдает в долголетнем браке с нелюбимым человеком Мать (заслуженная артистка России Маргарита Рыжикова) Её исповеди и размышления полны настоящего трагизма. Причём в стиле заданного режиссёром гротескового «рисунка» роли. Невидимую окружающим драму переживает у Валерия Лагоши и Отец, ему физическая и душевная холодность законной супруги испортила жизнь. Откровенная исповедь этого напыщенного самца наполнена такой тщательно скрываемой от окружающих (но не от зрителей) душевной болью, что временами становится страшно.
Болит сердце и за Паулину с Беньямином. У Ольги Балабановой Паулинка начинает влюбляться в Беньямина, затевает интригу. Сцена с репетицией пьесы из жизни мифологических персонажей тоже смешна. Но…потаённая горечь чувствуется в каждом выразительном взгляде и жесте героини начинающей артистки. И Беньямин у Андрея Григорьева не просто смешон и наивен в своей влюблённости в Бьянку. Он страдает, его чувства выдают покрасневшие щёки.
На мой взгляд, самая сложная роль у Валерии Жилиной. Угловатая «девочка-мальчик» оказывается перед труднейшим для неё выбором: выйдя замуж за Беньямина, пойти по «тропинке» несчастливых родителей или избрать для себя иное жизненное кредо? Все перипетии комедийных переживаний, а также душевные смятения Бьянки режиссёр и артистка выстраивают психологически точно и эмоционально убедительно. Опять-таки с иронией и юмором. Бьянка решается на отчаянный шаг, перерождается на наших глазах… в брата собственного мужа! «Я – твой брат!»– последняя реплика спектакля - выдаёт решимость Бьянки пойти наперекор семейному укладу, противостоять душной, похотливой атмосфере, в которой она живёт. Отречься от того что женщине предназначено природой. «Невесёлая «комедия».
Они с Беньямином под «церковным куполом» (в сопровождении высокой музыки Малера) пытаются выбраться из накрывшей их тюлевой «паутины». Сумеет ли вступившая в «непорочный брак», бунтующая против обывательских предрассудков девушка подняться над своей средой или эта среда проглотит её и перерождённая Бьянка станет такой же властной, эгоистичной, как отец и, быть может, ещё хуже? Жанровый и смысловой «коктейль» драматургии и режиссуры (тут « в одном флаконе» ещё и абсурд, бытовые повествования, философские размышлении, поэзия) ставит перед зрителями немало вопросов, на которые нет однозначных ответов.
Но пафос пьесы и спектакля в том. что и в интимной жизни человек тоже имеет полное право на свободу и независимость, чтобы не ощущать себя рабом. Любовь и семья под игом морально-психологического рабства – это смерть души.

Ксения Старосельская.
Спектакль удался. У меня было ощущение, что я проигрываю вместе с артистами все роли. Смешно и страшно. Живо и трогательно. Могу сказать: браво!

ВИКТОР ЕВГРАФОВ