Смотреть видео Заказать билеты Пресса Фестивали

 





Открытый театр Гжегожа Мрувчиньски


    Человек имеет право быть другим — это манифест спектакля «Непорочный брак» по пьесе Тадеуша Ружевича, премьеру которого в театре «Свободное пространство» увидят орловцы в ближайшие выходные. Режиссер спектакля Гжегож Мрувчиньски, уже знакомый орловскому зрителю по спектаклям «Бойня» и «Танго», специально для «ОП» рассказал об особенностях польской драматургии.
— Пан Гжегож, так получилось, что вы вновь открываете в театре польский сезон и снова ­пьесой неоднозначной. «Непороч­ный брак» Ружевича — это театр абсурда?
— Я называю это «открытым театром». Пьеса «Непорочный брак» ставится в России впервые. Тема семейных отношений всегда притягивала меня, потому что именно в семье рождается человек, гражданин. Спектакль призван сломать стереотипы, выбить зрителя из колеи обыденности и навязанного представления о морали. Постановка получилась очень открытой и откровенной. Я специально сделал свой спектакль в стиле ретро. В наш современный век — Интернета и нанотехнологий — к чему мы пришли?! Где искренность, где отношения, где любовь?
— Вы не опасаетесь, что зрителя испугает такая откровенность? Ведь в пьесе достаточно много интимных, резких моментов. Диалоги построены, что называется, «на грани фола».
— Я этого не боюсь. Более того, я даже хочу этого шокового состояния зрителя. Пьеса написана в 1973 году, и тогда она произвела на публику сильное впечатление. Духовенство отзывалось о ней очень холодно, тем самым подогревая интерес народа. Ведь запретный плод всегда сладок. Я не боюсь, что меня не поймут. Но, подчеркиваю, я против шока ради шока. Любой эпатаж должен быть оправдан. И хочу посоветовать своему зрителю: «Люди, не цепляйтесь за слова!». Надо учиться смотреть глубже. Театр должен воспитывать зрителя.
— В двух словах, какова фабула?
— В том-то и дело, что фабулы как таковой нет! И тем интересней. Вообще, это типично для польского театра. Две девочки-подростка рассматривают медицинскую энциклопедию. Девочки — абсолютно разные. Бьянка — нежная, трепетная, Паулина — дерзкая, напористая. У них разные взгляды на отношения с мужским полом. На протяжении спектакля они рассуждают, и зритель видит этот мир их глазами. Видит, что мир взрослых людей отвратительно лицемерен. Зло лицемерия и необходимость личной свободы для каждого человека — это главная мысль спектакля.
— Спектакль необычен не только своим построением, но и оформлением. Расскажите об этом.
— Зрители будут сидеть в глубине сцены, лицом к зрительному залу. Число их ограничено — 110 человек. Это нужно для того, чтобы зритель мог близко видеть глаза актеров. Это дает максимальную открытость, которая необходима. Каждый может понять спектакль по-своему, интерпретировать происходящее на сцене согласно своему мировосприятию. И это тоже было моей задачей. Это правильно. Рефреном спектакля будет большая кровать в центре. Вокруг нее будут происходить все события. Такая постановочная идея, художественный ход! В течение спектакля кровать будет менять свои функции.
— Как проходила работа над спектаклем?
— У меня был серьезный кастинг на главные роли! Актрисы должны были быть очень молодыми. Зритель должен видеть на сцене девушек-подростков. Это было принципиально важно. Актрисы переживали: текст неоднозначен, играть придется на расстоянии протянутой руки от зрителя. Но в итоге репетиции прошли хорошо. Это была очень интересная работа!
"Орловская правда", 22 апреля 2013 года