|
«33-й...НЕЮБИЛЕЙНЫЙ»
Ну и слава Богу. Можно тихо отпраздновать открытие и спокойно смотреть спектакль. Первым в нынешнем сезоне к нам со сцены явился Николай Васильевич Гоголь с «Ночью перед Рождеством». Спектакль поставил главный режиссер Калужского театра драмы Александр Плетнев, сценография Э. Невинной, хореография Олега Николаева и Светланы Щекотихиной. На фоне условно выгороженного украинского хутора происходят знакомые каждому образованному человеку события волшебной гоголевской повести. Звучат старинные украинские песни. Артисты Антон Ласкин, Валерий Лагоша, Олег Семичев, Нонна Исаева, Станислав Иванов и другие очень живо разыгрывают ситуации с подвыпившими хуторянами. Исполнители обаятельны и смешны, зал хохочет. Как всегда, тандем О. Николаева и С. Щекотихиной явил нам языком хореграфии образную пластику – чего стоят разучиваемые «щирыми казаками» салонные танцы в канун императорского приема в Зимнем дворце… Динамично развиваются сцены в покоях царицы Екатерины. Спектакль идет при полном контакте с залом, и это прекрасно.
Но почему-то в течение часа двадцати минут просмотра (столько времени шел спектакль в премьерном варианте) я ловил себя на мысли, что внутренняя динамика развития характеров главных героев чуть «пробуксовывает». Казалось бы, мизансцены стремительно сменяют друг друга, а «штиль» в системе той внутренней жизни, которой жили на подмостках персонажи, безмолвно напоминал о себе. Впечатление, конечно, субъективное, но отделаться от него невозможно. Также непонятно мне, почему режиссеру неинтересны те сюжетные линии, которые связаны с чертом? В повести обиженный на Вакулу черт крадет месяц, наступает темнота, а вместе с ней и очаровательная путаница. Потом месяц выскальзывает из чертового кармана, становится тихо, светло, поэтично мерцает россыпь звезд – у Гоголя, но не у Александра Плетнева. Как-то пренебрег все этим постановщик, лишил спектакль особой, гоголевской поэзии. Талантливый и уверенный профессионал посчитал все это не нужным, не «посоветовавшись» с Гоголем. Впрочем, повторяю, я чересчур субъективен. И, наверное, именно это не позволяет мне адекватно понять необходимость самолетного трапа в апартаментах Екатерины. Кто объяснит, зачем он?
Впрочем, виденные ранее спектакли А.Плетнева я люблю, а это так, заметки по поводу…
Вторая премьера нового сезона – комедия «Любофф» по пьесе популярного американского автора М. Шизгала. Ранее виденные мною постановки в других театрах представляли собой откровенную клоунаду. У Александра Алексеевича Михайлова в его режиссерской трактовке (по-моему, совершенно справедливо) расставлены иные, лирические акценты. Они и смешны и очень трогательны, эти нью-йоркцы Гарри, Милт и Элен. Артисты Светлана Нарышкина, Игорь Нарышкин и Николай Рожков чувствуют в своих персонажах потребность любить и быть любимыми, потребность счастья. А нам разве чужды эти чувства? Потому зал и откликается смехом, выразительным молчанием, аплодисментами. Артистам сопереживают. И это очень ценно. Как мне думается, очень выросла творчески, как сценограф, талантливейший живописец Мария Михайлова. Созданный ею в содружестве с декораторами и бутафорами цеха Ирины Рязанцевой сценический «кусочек» Нью-Йорка сделан со вкусом, сценографу присуще чувство стиля, которое и позволило создать на площадке пронизанное атмосферой большого города как бы живописное полотно. Здесь все лаконично и все к месту.
Ну, а теперь ждем трагическую историю Рубена Гальего «Белое на черном». Виденные мною самостоятельные актерские этюды позволяют надеяться, что спектакль этот будет светлым, трагичны и не лишенным поэзии и духовной частоты. Спасибо театру за все.
ВИКТОР ЕВГРАФОВ.
|
|