|
ДИАЛОГ С САМИМ СОБОЙ
(размышления в канун юбилея театра и чуть позже…)
В театре мне всегда гораздо интереснее
диалог, чем монолог. Он острее, динамичнее, неожиданнее. Поэтому
форма свободного разговора кажется мне более увлекательной, чем
программное выступление
Я: Какое событие в жизни театра оказалось
самым главным за время вашей работы в Орле?
А.М: Пожалуй, выбор названия театра.
Оно определило главные принципы нашей работы: свободу творческого
поиска, принципиальный отказ от какого-то одного, пусть даже очень
хорошего репертуарного направления, демократизм в отношениях с публикой
– мы стараемся работать для самого разного зрителя. У нас ставили
спектакли режиссеры разных стран: англичанин Ги Холланд, испанец
Карлос Эранс, американец Уилл Хадлстон, Шеннон Эдвардс, Гейл Корнелисон
и Лин Пейс. И конечно же, каждый из них приносил частичку культуры
своей страны. Возникали эксперименталь-ные работы режиссера по пластике
Андрея Щукина и балетмейстера Олега Николаева. Наверное, только
в нашем театре могли появиться театрально-цирковые программы Игоря
Нарышкина.
Я: А есть какая-нибудь главная идея,
которая объединяла бы все эти поиски?
А.М.: Есть. По-моему, это название театра
«Свободное пространство».
Я: Экспериментальные поиски – это, наверное,
необходимо, интересно, но не забываете ли вы, что работаете в первую
очередь в драматическом театре?
А.М.: У нас ставили спектакли такие
известные драматические режиссеры, как Геннадий Тростянецкий, Игорь
Власов, Георгий Цхвирава, Игорь Ларин, Геннадий Май. В афише – пьесы
Шекспира, Мольера, Островского, Пушкина, Горького.
Я: А ваше собственное режиссерские кредо?
А.М.: Главное, как можно точнее понять
исходный посыл автора, уловить тот толчок, который заставил его
написать именно эту пьесу. Когда это удается, спектакль обязательно
получается, а когда я, по каким-то причинам, ухожу от автора, то
результат сомнительный.
Я: Какие основные периоды переживал
театр за свою жизнь?
А.М.: Театр начинался, как политический.
Это не был открытый вызов системе, но всем своим образным строем
через многочисленные аллюзии, подтексты спектакли протестовали против
дряхлеющего, но все еще мощно-го политического строя. На этом пути
было много трудностей, спектакли запрещали, снимали: было и много
удач, начиная с «Жестокости» П.Нилина (реж.Ю.Копылов) и, и кончая
спектаклями перестроечного периода – «Адам и Ева» М.Булгакова, «Сны
Евгении» А.Казанцева (реж. А.Михайлов). Затем пришел период, который
можно назвать «игровым». Мы увлеченно пробо-вали различные игровые
модели, экспериментировали жанрами, утвержда-ли праздничное начало
театра. Тогда появились «Рикки-Тикки-Тави», «Красная шапочка», «Белый
Клык», «Женитьба Бальзаминова», «Песня о Бумбараше». Сейчас же,
как мне кажется, мы вступаем в период «фило-софского» театра, название,
конечно, тоже очень условное. Появляются спектакли, где вопросы
мировоззрения становятся главными, где речь идет об основополагающих
принципах жизни человека. Мы делали подступы к такому театру в «Маленьких
трагедиях», «Тринадцатой звезде», «Тойбеле и ее демон», «Рождественской
истории», «Последних», но главные открытия
Я: Для «философского» театра нужны очень
хорошие актеры – личности. Они у вас есть?
А.М.: Такой мощной и разнообразной труппы
как у нас вы не найдете ни в одном провинциальном театре.
Я: Вы не преувеличиваете?
А.М.: Судите сами. Мы можем взять любую
пьесу классического репертуара и у нас будут исполнители на все
роли.
Я: Даже «Гамлета»?
А.М.: В труппе, по меньшей мере, три
артиста способны играть Гамлета».
Я: Но это уже нахальство!
А.М.: А если вспомнить шекспировскую
ремарку: «Гамлет тучен и задыхается», то можно добавить еще парочку.
Я: Как изменится «Свободное пространство»
в двадцать первом веке?
А.М.: В качестве гипотезы могу предположить,
что возникнет мощное импро-визационное направление театра. Актерское
искусство будет становиться все более авторским, с собственным ощущением
внутренней и внешней формы. Появятся спектакли-импровизации, где
процесс творчества будет гораздо более сиюминутным, непредсказуемым.
Усилится обратная связь со зрителем, который вместе с артистом будет
отправляться каждый раз в новое путешествие, точный маршрут которого
будет принципиально неиз-вестным. В большей степени он будет зависеть
от смотрящих, вернее участ-вующих в спектакле зрителей.
Я: И когда же появятся такие спектакли?
А.М.: Вероятно, со следующим режиссерским
поколением через 10-15 лет.
Я: Ну, а более близкие планы?
А.М.: На выбор пьесы влияет так много
факторов, что я лучше скажу, какие названия мне хотелось бы видеть
на афише «Свободного пространства»: «Синюю птицу» Меттерлинка и
«Снежную королеву» Шварца, «Трехгрошовую оперу» Брехта и «Войцека»
Бюхнера, «Русалку» Пушкина, «Король-олень» Гоцци, «Остров сокровищ»
Стивенсона, «Над пропастью во ржи» Сэллинд-жера, ну и еще пару мюзиклов,
которые для нас сочинит наш постоянный композитор Борис Киселев.
Я: С хореографией Олега Николаева и
стихами Ольги Муратовой?
А.М.: Как вы угадали?
Я: Просто я давно наблюдаю за вами и
заметил, что вы цените постоянных соавторов.
А.М.: Вы абсолютно правы, без них не
было бы наших лучших спектаклей. И вообще, нет большей радости,
чем работать одной сплоченной командой, где каждый понимает друг
друга почти без слов.
Я: Ну, это вы, пожалуй, идеализируете,
без слов в театре вряд ли что-то получится.
А.М.: Почему же? А «Железные игры» А.Щукина
или «Одинокий блюз» Олега Николаева?
Я: Ну, что же, желаю вам и всему театру
сохранять и развивать все лучшее, чему вы научились за последние
годы.
А.М.: Спасибо, и пусть наше движение
будет непредсказуемым.
С Александром Михайловым
беседовал
Александр Михайлов
|
|