|
15 декабря 2012 г. о литературе, живописи, музыке и жизни вообще говорили поэт Владимир Ермаков и художник Александр Кузнецов
ПРОГРАММА "ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ". ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ПЕРВОЙ ВСТРЕЧИ. 15 декабря в 18 часов 30 минут на Малой сцене нашего театра собралась очень интеллектуальная публика, ожидавшая с волнением и любопытством, что же подарит им первая встреча из новой программы театра «Свободное пространство» - «ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ». Снег и мороз не помешал любителям поэзии, музыки, живописи насладится общением с поэтом и эссеистом Владимиром Ермаковым и художником и бардом Александром Кузнецовым. Вечер вел художественный руководитель театра Александр Михайлов.
Первый отклик об этом вечере мы получили от одной из постоянных зрительниц нашего театра, художницы и поэтессы Ольги Соковой.
"Ещё перед началом вечера я начала волноваться, даже голова разболелась… Шутка ли? Мне предстоит встреча с самим Владимиром Ермаковым… С таким интеллектуалом-эрудитом! Да так близко! В тесном дружеском кругу в небольшом простанстве Малой сцены!
Главный режиссёр театра А. Михайлов произнёс вступительную речь.Говорил об искренности, беззащитности поэта. О том, что именно искренность даёт заряд жизненной стойкости, ощущение надежды, веры. Прочитал его стихи. Одно про нас, русских. О фатализме. "Русский путь": "но на губах, истомлённых молчанием - благословение первого снега"... Всё точно, узнаваемо, с любовью. Нигилизмом, который некоторые пытаются приписать этому творческому человеку, не пахло. Да и может ли нигилист писать с любовью? Второе, действительно достаточно мрачное стихотворение, не запомнилось.
Затем поэт начал читать длинное стихотворение с развивающимся сюжетом… Попытки зацепиться слухом хоть за какой-нибудь образ потерпели неудачу. Зрители захлопали. "Я считаю это стихотворение плохим, - неожиданно сказал поэт,- так не надо писать". Парадоксальное начало встречи… Как, впрочем, и сам автор и многое в его произведениях. Второе ,прочитанное им стихотворение, действительно оказалось интересней. В том же повествовательном стиле написано стихотворение о японском поэте Кисэне, наводящее автора на размышления: "...Я думаю, быть поэтом, не значит бредить стихами, но значит нечто другое..." Потом пел друг Ермакова, профессор, художник, бард – Александр Валентинович Кузнецов. Он сказал с улыбкой: "я, наверное, единственный в Орле, кто знает стихи Владимира Ермакова наизусть. Странное ощущение: в песнях его исполнения и музыки, даже мрачное, превращается во что-то воздушное и лёгкое, и положительное: "...излечит душевные хвори холодной печали настой", "словно и смерть игра...". "Меня иногда обвиняют в постмодернизме- говорит Владимир Ермаков, показывая пустую, белую страницу в книге, с надписью вверху,- но я не постмодернист, я поэт, живущий в эпоху постмодернизма, я сделал в литературе тоже самое, что Малевич в живописи". Интересно рассказывал о культурных кодах, навязанных эпохой постмодернизма. Такая тема просится на обсуждение, беседу, для которой времени, увы, не было.
Далее поэт читал стихотворение «Явление снега», а под конец – «Оду к Старости», с шаржевым юмором и с надеждой: душа не картошка... Запомнилось: старик в ошейнике судьбы... "Тебя надо читать со словарём"- частенько говорят знакомые писателю. "Вот и классно, - подумалось мне,- хоть какое-то повышение культурного уровня в городе..." Понравилась Кузнецовская песня : "Ангел-хранитель", сравнивала с песней местного барда Павла Егупова. Название такое же. В целом, обе песни похожи содержанием – Человек и его Ангел-Хранитель, их контакт, взаимодействие. В более объёмном, развернутом тексте Ермакова контраст-конфликт налицо. Ангел и человек - две очень несхожие личности, способные спорить друг с другом, проявлять самость, но всё же, в глубине души, любящие друг- друга. "Мне не нужен широкий читатель, но глубокий, конечно, хочется, чтоб творчество было востребовано"- произнёс Ермаков. Запомнилась фраза: "время анизатропно"... И тут же вопрос зрителя: откуда возникают стихи? Ермаков ответил прямо по Верлену:"музыка прежде всего..." и прямо противоположно Верлену: другие мои стихи, наоборот идут от размышлений, "Ода к старости", например, потом уже возникает ритм, кристаллизация.
"Худ и бледен, жёлт и зелен ходит по улицам Ермаков и ругает всё то, что мы все любим..."- это строчки его коллеги, напоминающие эпиграмму-рецензию в прозе. Но если время анизатропно, то и люди купающиеся в нём - тоже. И кто знает, что напишут и скажут об этом писателе, когда пройдёт совсем немного времени. И какие метаморфозы произойдут в душах и мыслях современников? Надеюсь, всё больше будет одаренных глубоким умом людей. Ведь каждый писатель стал писателем не просто так, а по велению Высших Сил, и всё лучшее в его творчестве должно быть востребовано.
В заключение встречи, опять выступил Александр Михайлов и еще прочитал, выбранные на его вкус, стихи Владимира Ермакова, в которых: "кроме скальпеля разума - музыка души". А я подарила Ермакову сувенир – смешного сахарного снеговика! Потому, что Владимир Александрович читал в тот вечер много холодных, грустных стихов... Чтобы душа согрелась и оттаяла…"
|